Наибольший объем информации человек получает при помощи… Органы чувств человека. Введение в предмет информатики. Понятие информации. Информативность сообщения Наибольшее количество информации около 90

человек разумный (перевод с латинского «homo sapiens»). Человек существует в «море» информации, он постоянно получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, хранит ее в своей памяти, анализирует с помощью мышления и обменивается информацией с другими людьми.

  • Примерно 40 тысяч лет назад в процессе эволюции живой природы появился человек разумный (перевод с латинского «homo sapiens»). Человек существует в «море» информации, он постоянно получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, хранит ее в своей памяти, анализирует с помощью мышления и обменивается информацией с другими людьми.
Зрение - с помощью глаз информация воспринимается в форме зрительных образов;
  • Зрение - с помощью глаз информация воспринимается в форме зрительных образов;
  • Слух - с помощью ушей и органов слуха воспринимаются звуки (речь, музыка, шум и т. д.);
  • обоняние - с помощью специальных рецепторов носа воспринимаются запахи;
  • Вкус - рецепторы языка позволяют различить сладкое, соленое, кислое и горькое;
  • Осязание - рецепторы кожи (особенно кончиков пальцев) позволяют получить информацию о температуре объектов и типе их поверхности (гладкая, шершавая и т. д.).
Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% - с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса).
  • Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% - с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса).
  • Полученную информацию в форме зрительных, слуховых и других образов человек хранит в памяти, обрабатывает с помощью мышления и использует для управления своим поведением и достижения поставленных целей.
Человек не может жить вне общества. В процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию в форме сообщений. На заре человеческой истории для передачи информации использовался язык жестов, затем появилась устная речь. В настоящее время обмен сообщениями между людьми производится с помощью
  • Человек не может жить вне общества. В процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию в форме сообщений. На заре человеческой истории для передачи информации использовался язык жестов, затем появилась устная речь. В настоящее время обмен сообщениями между людьми производится с помощью
  • сотен естественных языков
  • (русского, английского и т. д.).
Для того чтобы информация была понятна, язык должен быть известен всем людям, участвующим в общении. Чем большее количество языков вы знаете, тем шире круг вашего общения.
  • Для того чтобы информация была понятна, язык должен быть известен всем людям, участвующим в общении. Чем большее количество языков вы знаете, тем шире круг вашего общения.
  • Понятность - это одно из свойств информации
С самого начала человеческой истории возникла потребность накопления информации для ее передачи во времени из поколения в поколение и передачи в пространстве на большие расстояния. Процесс накопления информации начался с изобретения в IV тысячелетии до нашей эры письменности и первых носителей информации (шумерских глиняных табличек и древнеегипетских папирусов).
  • С самого начала человеческой истории возникла потребность накопления информации для ее передачи во времени из поколения в поколение и передачи в пространстве на большие расстояния. Процесс накопления информации начался с изобретения в IV тысячелетии до нашей эры письменности и первых носителей информации (шумерских глиняных табличек и древнеегипетских папирусов).
Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной.
  • Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной.
  • Полнота и точность - это еще два свойства информации.
  • Задача получения полной и точной информации о природе, обществе и технике стоит перед наукой. Процесс систематического научного познания окружающего мира, в котором информация рассматривается как знания, начался с середины XV века после изобретения книгопечатания.
Для долговременного хранения знаний (передачи из поколения в поколение) и распространения их в обществе (тиражирования) необходимы носители информации. Материальная природа носителей информации может быть различной.
  • Для долговременного хранения знаний (передачи из поколения в поколение) и распространения их в обществе (тиражирования) необходимы носители информации. Материальная природа носителей информации может быть различной.
  • До настоящего времени в качестве основного носителя информации используется бумага.
  • Широко известен термин «средства массовой информации» - СМИ (газеты, радио, телевидение), которые доводят информацию до каждого члена общества.
  • Такая информация должна быть достоверной, актуальной и полезной. Это свойства информации, важные для СМИ.
Недостоверная информация вводит членов общества в заблуждение и может быть причиной возникновения социальных потрясений. Неактуальная информация не имеет применения в настоящий момент времени, и поэтому никто, кроме историков, не читает прошлогодних газет. Бесполезная информация создает информационный шум, который затрудняет восприятие полезной информации.
  • Недостоверная информация вводит членов общества в заблуждение и может быть причиной возникновения социальных потрясений. Неактуальная информация не имеет применения в настоящий момент времени, и поэтому никто, кроме историков, не читает прошлогодних газет. Бесполезная информация создает информационный шум, который затрудняет восприятие полезной информации.
Функционирование систем управления техническими устройствами связано с информационными процессами, т. е. процессами приема, хранения, обработки и передачи информации. Системы управления могут выполнять различные функции.
  • Функционирование систем управления техническими устройствами связано с информационными процессами, т. е. процессами приема, хранения, обработки и передачи информации. Системы управления могут выполнять различные функции.
  • Системы управления встроены практически во всю современную бытовую технику, станки с числовым программным управлением, транспортные средства и пр.
В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек, в других управление осуществляет встроенный в техническое устройство микропроцессор или подключенный компьютер.
  • В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек, в других управление осуществляет встроенный в техническое устройство микропроцессор или подключенный компьютер.
Роботами называются автоматические устройства, предназначенные для осуществления производственных, научных и других работ. Роботы могут иметь различные внешний вид и размеры, но все они выполняют действия на основании заложенной в них программы обработки информации.
  • Роботами называются автоматические устройства, предназначенные для осуществления производственных, научных и других работ. Роботы могут иметь различные внешний вид и размеры, но все они выполняют действия на основании заложенной в них программы обработки информации.
Промышленные роботы обычно
  • Промышленные роботы обычно
  • заменяют человека в тех отраслях производства, где требуется проведение утомительных и однообразных работ (например, конвейерная сборка автомобилей и электронных устройств), опасных технических работ (например, работа с радиоактивными материалами), а также работ, где присутствие
  • человека физически невозможно (например, автоматические
  • космические и глубоководные
  • аппараты).
В последние годы появились роботы, оснащенные органами чувств, аналогичными органам чувств человека (зрение, слух, тактильные ощущения), имеющие память и способные обрабатывать полученную информацию и осуществлять целенаправленные действия. Такие роботы могут работать дома (уже производится робот-пылесос), в больнице (экспериментальные образцы разносят больным лекарства), на других планетах (луноходы и марсоходы путешествуют по поверхностям небесных тел) и т. д.
  • В последние годы появились роботы, оснащенные органами чувств, аналогичными органам чувств человека (зрение, слух, тактильные ощущения), имеющие память и способные обрабатывать полученную информацию и осуществлять целенаправленные действия. Такие роботы могут работать дома (уже производится робот-пылесос), в больнице (экспериментальные образцы разносят больным лекарства), на других планетах (луноходы и марсоходы путешествуют по поверхностям небесных тел) и т. д.
В современном информационном обществе главным ресурсом является информация, использование которой базируется на информационных и коммуникационных технологиях. Информационные и коммуникационные технологии являются совокупностью методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
  • В современном информационном обществе главным ресурсом является информация, использование которой базируется на информационных и коммуникационных технологиях. Информационные и коммуникационные технологии являются совокупностью методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
Во второй половине прошлого, XX века в связи с бурным ростом объема информации начали создаваться специальные технические устройства, предназначенные для обработки, хранения и приема/передачи информации в цифровой форме.
  • Во второй половине прошлого, XX века в связи с бурным ростом объема информации начали создаваться специальные технические устройства, предназначенные для обработки, хранения и приема/передачи информации в цифровой форме.
  • Универсальным устройством обработки информации является компьютер. Подключаемые к компьютеру периферийные устройства (принтеры, сканеры, цифровые камеры и др.) позволяют вводить информацию в компьютер в цифровой форме и представлять ее в форме, удобной для человека. Для передачи информации по компьютерным сетям используются модемы и другие сетевые устройства.
§ 1.1.3. -1.1.4. стр.12-18
  • § 1.1.3. -1.1.4. стр.12-18
  • Контрольные вопросы

Разделы: Информатика

Цели урока:

  • раскрыть области применения науки информатики;
  • научить правилам по технике безопасности;
  • познакомить с понятиями: информатика, информация, информационные процессы;
  • развивать представление учащихся об информационной картине мира;
  • воспитывать у учащихся информационную культуру.

Задачи урока:

  • Освоить области применения науки информатики;
  • Освоить общее и особенное в курсе школьной информатики;
  • Освоить правила по технике безопасности.

УМК: презентация «Введение в предмет» (Приложение 1 ).

План урока

ХОД УРОКА

Теоретическая основа урока

1. Правила по технике безопасности , т. к. кабинет информатики является кабинетом повышенной опасности. На тыльной части титульной страницы пишем: «Правила поведения и техники безопасности в компьютерном классе». (Можно раздать заготовленные распечатки правил и требований ученикам, чтобы они наклеили их на обороте обложки рабочей тетради:)

Общие положения:

  • К работе в кабинете информатики допускаются школьники, прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания учителя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.
  • Необходимо неукоснительно соблюдать правила по технике безопасности.
  • Нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, к получению механических повреждений и травм, вызвать возгорание.

Правила поведения в кабинете:

  • Не входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, грязной обуви и с громоздкими предметами.
  • Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.
  • Работать разрешается только на том компьютере, который выделен на данное занятие.
  • Не разговаривать громко, не шуметь, не отвлекать других учеников.
  • Перед началом работы ученик должен убедиться в отсутствии видимых повреждений оборудования на рабочем месте.
  • Включать и выключать компьютеры только с разрешения учителя.

Требования безопасности во время работы:

  • быть предельно осторожными при работе с техникой;
  • не подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру;
  • соблюдать правила последовательности включения и выключения компьютера;
  • при появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного ее отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю;
  • контролировать расстояние до экрана и правильную осанку;
  • не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.

Запрещается:

  • пользоваться неисправной техникой;
  • при включенном напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера;
  • касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры руками и/или острыми металлическими предметами;
  • самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры;
  • передвигать системный блок и дисплей;
  • работать грязными, влажными руками, во влажной одежде;
  • работать за дисплеем дольше положенного времени.

2. Ведение в предмет информатики

Вещественно-энергетическая картина мира (слайд 1)

Мы живем в макромире, то есть в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (здания, средства транспорта, мебель, одежда, станки и механизмы и так далее) и живые (растения, животные, сам человек).
Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром.
Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с миллионами других звезд образует нашу галактику Млечный путь, а миллионы галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир. Все многообразие этих объектов состоит из вещества.
Согласно физической теории «Большого взрыва» наша Вселенная образовалась в результате взрыва сгустка «перво-материи» около 20 миллиардов лет назад. Тогда материя существовала фактически в форме энергии. Затем на протяжении долей секунды начало образовываться вещество в форме элементарных частиц. Постепенно структура вещества стала усложняться, из элементарных частиц стали образовываться атомы, а из атомов – молекулы. Из атомов и молекул за счет сил гравитационного притяжения образовались сложные структуры мегамира (звезды, планеты, галактики).
Окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов: элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звезд, галактик и так далее. Молекулы и макротела с течением времени образуют все более сложные биологические, социальные и технические системы (слайд 2).
Вещественно-энергетическая картина мира начала складываться еще в античной философии, а с XVIII века формировалась в основном в рамках физической науки и химии. С середины XX века все большее внимание стало уделяться исследованию строения и функционирования сложных систем (биологических, социальных и технических) в рамках биологии и других наук. Однако не все особенности таких систем оказалось возможным объяснить в рамках традиционного вещественно-энергетического подхода.

Информационная картина мира (слайд 3)Строение и функционирование сложных систем различной природы (биологических, социальных, технических) оказалось невозможным объяснить, не рассматривая общих закономерностей информационных процессов. К концу XX века стала складываться, сначала в рамках кибернетики и биологии, а затем информатики, информационная картина мира. Информационная картина мира рассматривает окружающий мир под особым, информационным углом зрения, при этом она не противопоставлена вещественно-энергетической картине мира, но дополняет и развивает ее.

Информация в природе. На нашей планете многое происходит наоборот: идет саморазвитие, эволюция живой природы, то есть повышение сложности и разнообразия живых систем. Жизнь является системой открытой, многообразными путями в нее поступают и вещество, и энергия, и информация. Потребляя энергию солнечного излучения в процессе фотосинтеза, растения строят сложные биологические молекулы из простых неорганических, далее животные, поедающие растения и друг друга, создают все более сложные живые структуры и так далее.
Таким образом, энтропия в живой природе уменьшается, а информация (антиэнтропия) – увеличивается.
Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Биологи образно говорят, что «живое питается информацией», создавая, накапливая и активно используя ее.

Генетическая информация. Любой живой организм, в том числе человек, является носителем генетической информации, которая передается по наследству. Генетическая информация хранится в каждой клетке организма в молекулах ДНК, которые состоят из отдельных участков (генов). Каждый ген «отвечает» за определенные особенности строения и функционирования организма и определяют как его возможности, так и предрасположенность к различным наследственным болезням.
Чем сложнее и высокоорганизованнее организм, тем большее количество генов содержится в молекуле ДНК. Работы по расшифровке структуры генома человека, который содержит более 20 тысяч различных генов, проводились с использованием компьютерных технологий и были в основном закончены в 2000 году.

Человек и информация. Человек живет в мире информации. Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств. Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% – с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса). Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти. Человеческое мышление можно рассматривать как процессы обработки информации в мозгу человека. На основе информации, полученной с помощью органов чувств, и теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения, человек создает информационные модели окружающего мира. Такие модели позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире и принимать правильные решения для достижения поставленных целей.

Информация и общество. В процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию. Обмен информацией между людьми может осуществляться ъ различных формах (письменной, устной или с помощью жестов). Для обмена информацией всегда используется определенный язык (русский, азбука Морзе и так далее). Для тоге чтобы информация была понятна, язык должен быть известен всем людям, участвующим в общении. Чем большее количество языков вы знаете, тем шире круг вашего общения.
История человеческого общества – это, в определенной смысле, история накопления и преобразования информации. Весь процесс познания является процессом получения, преобразования и накопления информации (знаний). Полученная информация хранится на носителях информации различных типов (книги, аудио- и видеокассеты и так далее), а в послед нее время все большее на электронных носителях информации в цифровой форме (магнитные и лазерные диски и др.).
Объединение компьютеров в глобальную сеть Интернет позволило обеспечить для каждого человека потенциальную возможность быстрого доступа ко всему объему информации, накопленному человечеством за всю его историю.

Информационные процессы в технике. Информационные процессы характерны не только для природы, человека и общества, но и для техники. Нормальное функционирование технических устройств связано с процессами управления, которые включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации. В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек (например, вождение автомобиля), в других управление берет на себя само техническое устройство (например, кондиционер).

3. Информативность сообщения (слайд 4)

Informatio –интуитивное, неопределяемое понятие, в переводе с латинского означает сведение, разъяснение, ознакомление (слайд 5).

Информация это отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов
Информация – это знания человека (слайд 6).
Отсюда следует вывод, что сообщение информативно (содержит ненулевую информацию), если оно пополняет знания человека. Например, прогноз погоды на завтра – информативное сообщение, а сообщение о вчерашней погоде неинформативно: нам это уже известно.
Нетрудно понять, что информативность одного и того же сообщения может быть разной для разных людей. Например: 2x2 = 4 информативно для первоклассника, изучающего таблицу умножения, и неинформативно для старшеклассника. Отсюда, казалось бы, следует вывод, что сообщение информативно для человека, если оно содержит новые сведения, и неинформативно, если сведения старые, известные.
Но вот вы раскрыли учебник по высшей математике и прочитали там такое определение:
– Значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на верхнем и на нижнем пределах.
Пополнил этот текст ваши знания? Скорее всего, нет! Он вам непонятен, а поэтому – неинформативен. Быть понятным, значит быть логически связанным с предыдущими знаниями человека. Для того, чтобы понять данное определение, нужно изучить элементарную математики и знать начала высшей.
Получение всяких знаний должно идти от простого к сложному. И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести информацию для человека.
Сообщение несет информацию для человека, если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными (слайд 7).
Пока мы с вами научились различать лишь две ситуации: «нет информации» – «есть информация», то есть количество информации равно нулю или не равно нулю. Но, очевидно, для измерения информации этого недостаточно. Нужна единица измерения, тогда мы сможем определять, в каком сообщении информации больше, в каком – меньше (слайд 8).
Единица измерения информации была определена в науке, которая называется теорией информации. Эта единица называется «бит». Ее определение звучит так:
Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза, несет 1 бит информации.
В этом определении есть понятия, которые требуют пояснения.
Что такое «неопределенность знаний»? Лучше всего это объяснить на примерах.
Допустим, вы бросаете монету, загадывая, что выпадет: орел или решка? Есть всего два варианта возможного результата бросания монеты. Причем, ни один из этих вариантов не имеет преимущества перед другим. В таком случае говорят, что они равновероятны 1 .
Так вот, в этом случае перед подбрасыванием монеты неопределенность знаний о результате равна двум.
Игральный кубик с шестью гранями может с равной вероятностью упасть на любую из них. Значит, неопределенность знаний о результате бросания кубика равна шести.
Еще пример: спортсмены-лыжники перед забегом путем жеребьевки определяют свой порядковый номер на старте. Допустим неопределенность знаний спортсменом своего номера до жеребьевки равна ста.
Следовательно, можно сказать так: неопределенность знаний о некотором событии – это количество возможных результатов события (бросания монеты, кубика; вытаскивания жребия).

Информационные процессы – (слайд 9) это обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами между живой и неживой природой в животном и растительном мире, а так же генетическая информация. Это процессы всегда предполагают существование источника и потребителя информации.

Упражнение 1. Люди каких профессий получают деньги за

создание, хранение передачу обработку

металлург, редактор, доярка, учитель, фотограф, переводчик, шофер, повар, композитор, хирург, фотомодель, бухгалтер, биржевой маклер, директор, парикмахер, программист, дизайнер, архитектор, художник, телеведущий, дворник, сценарист, поэт, библиотекарь, продавец, машинист, машинистка, балерина, пастух.

Упражнение 2.

Заполните таблицу. В каждом из приведенных примеров вещество, или Энергия, или информация либо передаются, либо хранятся, любо обрабатываются. Причем эти процессы происходят или в природе, или в обществе, или в технике.

Процесс

В – вещество,
Э – энергия,
И – информация,
П – передача,
Х – хранение,
О – обработка,
П – природа,
Т – техника,
О – общество.
Идет дождь
Именинник получает подарки
Нефть течет по нефтепроводу.

Подводя итог:

  • то на что нацелено внимание человека, с целью изучения окружающей действительности, принято называть объектом;
  • наблюдение за окружающей действительностью порождает огромное количество информации;
  • необходимо фиксировать не только информацию об объектах, но и сам процесс сбора, хранения и преобразования информации;
  • информатика изучает все методы и средства сбора, хранения, передачи и преобразования информации.
  • сообщение несет информацию для человека, если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными.
  • неопределенность знаний о некотором событии – это количество возможных результатов события (бросания монеты, кубика; вытаскивания жребия).

Домашнее задание

Знать основные определения рассмотренных понятий. Подумать, где приходится сталкиваться с информацией в обычной жизни.

Источники информации и используемая литература:

  • Н. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
  • И.Г. Семакин. Информатика. Базовый курс. 7-9. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
  • А.Горячев, Ю.Шафрин. Практикум по информационным технологиям. М.: Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

Тестовые задания:

1. Подберите синоним слову информация…

а) объем б) количество с) сведения д) процесс

2. Минимальная единица количества информации..

а) бит б) байт с) килобайт д) бод

3. Выберите верное соотношение

а) 1 кбайт = 1024 Мбайт б) 1 Гбайт = 1024 кбайт

с) 1 Тбайт = 1024 Гбайт д) 1 Мбайт = 1024 байт

4. В одну половину замкнутого сосуда поместили газ. Через некоторое время в результате беспорядочного движения молекулы газа заполнили весь сосуд. При этом…

а) произошел переход из менее вероятного упорядоченного состояния в более вероятное хаотическое состояние
б) информация при этом увеличилась

5. Информация о результате падения монеты приводит к уменьшению неопределенности знания в …

а) 2 раза б) 4 раза с) 5 раз д) в 8 раз

Задачи

6. Емкость компакт диска CD-R 700 Мб. Какова емкость диска в килобайтах, байтах и битах?

7. Два игрока играют в крестики-нолики на клетчатом поле 5х5 клеток. Какое количество информации при этой игре получит второй игрок после третьего хода первого игрока?

8. Количество информации в сообщении, содержащем 2048 символа, составил 1/512 часть Мбайта. Каков размер алфавита, с помощью которого было записано сообщение?

16-символьный алфавит . Каждая страница содержит 30 строк по 50 символов в строке. Какое количество информации содержат 6 страниц текста? Приведите примеры систем управления техническими устройствами.

Вариант 2.

ТЕСТовые задания:

1. Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью…
а) слуха б) зрения с) осязания д) вкуса

2. Информационная емкость одного знака двоичной знаковой системы составляет…

а) 1 бит б) 1 байт с) 1 кбайт д) 1 бод

3.Выберите верное соотношение..

а) 1 бит = 8 байт б) 1 бит = 1 байт

с) 1 байт = 8 бит д) 1 байт = 1024 бит

4. Выберите верный ответ:

а) Получение новой информации приводит к уменьшению неопределенности знания
б) Получение новой информации приводит к увеличению неопределенности знания

5. Информационное сообщение несет 3 бита информации. При этом количество возможных информационных сообщений …

а) 2 б) 3 с) 6 д) 8

Задачи.

6. Емкость USB -флешки 256 Мбайт. Какова емкость USB -флешки в битах, байтах, килобайтах?

7. Из непрозрачного мешочка вынимают шарики с номерами и известно, что информационное сообщение о номере шарика несет 6 битов информации. Определите количество шариков в мешочке.

8. Количество информации в сообщении, содержащем 4096 символов, составил 1/1024 часть Мбайта. Каков размер алфавита, с помощью которого было записано сообщение?

9. Для записи текста использовался 32-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке. Какое количество информации содержат 3 страницы текста? (Подсказываю: найдите количество информации, приходящееся на 1 символ)

Контрольная работа №1 «Информация, количество информации»

Цель урока: контроль знаний и умений по теме: «Информация, количество информации»

Ход урока:

    Орг. момент.

    Выполнение контрольной работы

Вариант 1.

1. Подберите синоним слову информация...

а) объем б) количество с) сведения д) процесс

2. Минимальная единица количества информации..

а) бит б) байт с) килобайт д) бод

3. Выберите верное соотношение

а) 1 кбайт = 1024 Мбайт б) 1 Гбайт = 1024 кбайт с) 1 Тбайт = 1024 Гбайт д) 1 Мбайт = 1024 байт

4. В одну половину замкнутого сосуда поместили газ. Через некоторое время в результате
беспорядочного движения молекулы газа заполнили весь сосуд. При этом...

а) произошел переход из менее вероятного упорядоченного состояния в более вероятное хаотическое состояние

б) информация при этом увеличилась

5. Информация о результате падения монеты приводит к уменьшению неопределенности знания в...
а) 2 раза б) 4 раза с) 5 раз д) в 8 раз

Задачи

    Емкость компакт диска CD -R 700 Мб. Какова емкость диска в килобайтах, байтах и битах?

    Два игрока играют в крестики-нолики на клетчатом поле 5x5 клеток. Какое количество информации
    при этой игре получит второй игрок после третьего хода первого игрока?

    Количество информации в сообщении, содержащем 2048 символа, составил 1/512 часть Мбайта.

    Для записи текста использовался 16-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по
    50 символов в строке. Какое количество информации содержат 6 страниц текста? Приведите примеры
    систем управления техническими устройствами.

Вариант 2.

    Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью...
    а) слуха б)зрения с) осязания д)вкуса

    Информационная емкость одного знака двоичной знаковой системы составляет...
    а) 1 бит б) 1 байт с) 1 кбайт д) 1 бод

3.Выберите верное соотношение..

а) 1 бит = 8 байт б) 1 бит = 1 байт с) 1 байт = 8 бит д) 1 байт = 1024 бит

4. Выберите верный ответ:

а) Получение новой информации приводит к уменьшению неопределенности знания

б) Получение новой информации приводит к увеличению неопределенности знания

5. Информационное сообщение несет 3 бита информации. При этом количество возможных
информационных сообщений...

а) 2 6)3 с) 6 д)8

Задачи.

    Емкость USB -флешки 256 Мбайт. Какова емкость USB -флешки в битах, байтах, килобайтах?

    Из непрозрачного мешочка вынимают шарики с номерами и известно, что информационное
    сообщение о номере шарика несет 6 битов информации. Определите количество шариков в мешочке.

    Количество информации в сообщении, содержащем 4096 символов, составил 1/1024 часть Мбайта.
    Каков размер алфавита, с помощью которого было записано сообщение?

    Для записи текста использовался 32-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по
    70 символов в строке. Какое количество информации содержат 3 страницы текста?

ОТВЕТЫ:

Вариант 1. 1 с, 2 а, 3 с, 4 а, 5 а; 7-5 бит, 8 - 256 символов, 9 - 4,4 кбайт

Вариант 2. 1 б, 2а, 3 с, 4 а, 5 д, 7 - 64, 8-4 символа, 9-3, 8 кбайт

Итоги.

Д/ з повторить

Контрольная работа №1 «Информация, количество информации»

Цель урока: контроль знаний и умений по теме: «Информация, количество информации»

Ход урока:

    Орг. момент.

    Выполнение контрольной работы

Вариант 1.

1. Подберите синоним слову информация...

а) объем б) количество с) сведения д) процесс

2. Минимальная единица количества информации..

а) бит б) байт с) килобайт д) бод

3. Выберите верное соотношение

а) 1 кбайт = 1024 Мбайт б) 1 Гбайт = 1024 кбайт с) 1 Тбайт = 1024 Гбайт д) 1 Мбайт = 1024 байт

4. В одну половину замкнутого сосуда поместили газ. Через некоторое время в результате
беспорядочного движения молекулы газа заполнили весь сосуд. При этом...

а) произошел переход из менее вероятного упорядоченного состояния в более вероятное хаотическое состояние

б) информация при этом увеличилась

5. Информация о результате падения монеты приводит к уменьшению неопределенности знания в...
а) 2 раза б) 4 раза с) 5 раз д) в 8 раз

Задачи

    Емкость компакт диска CD-R 700 Мб. Какова емкость диска в килобайтах, байтах и битах?

    Два игрока играют в крестики-нолики на клетчатом поле 5x5 клеток. Какое количество информации
    при этой игре получит второй игрок после третьего хода первого игрока?

    Количество информации в сообщении, содержащем 2048 символа, составил 1/512 часть Мбайта.

    Для записи текста использовался 16-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по
    50 символов в строке. Какое количество информации содержат 6 страниц текста? Приведите примеры
    систем управления техническими устройствами.

Вариант 2.

    Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью...
    а) слуха б)зрения с) осязания д)вкуса

    Информационная емкость одного знака двоичной знаковой системы составляет...
    а) 1 бит б) 1 байт с) 1 кбайт д) 1 бод

3.Выберите верное соотношение..

а) 1 бит = 8 байт б) 1 бит = 1 байт с) 1 байт = 8 бит д) 1 байт = 1024 бит

4. Выберите верный ответ:

а) Получение новой информации приводит к уменьшению неопределенности знания

б) Получение новой информации приводит к увеличению неопределенности знания

5. Информационное сообщение несет 3 бита информации. При этом количество возможных
информационных сообщений...

а) 2 6)3 с) 6 д)8

Задачи.

    Емкость USB-флешки 256 Мбайт. Какова емкость USB-флешки в битах, байтах, килобайтах?

    Из непрозрачного мешочка вынимают шарики с номерами и известно, что информационное
    сообщение о номере шарика несет 6 битов информации. Определите количество шариков в мешочке.

    Количество информации в сообщении, содержащем 4096 символов, составил 1/1024 часть Мбайта.
    Каков размер алфавита, с помощью которого было записано сообщение?

    Для записи текста использовался 32-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по
    70 символов в строке. Какое количество информации содержат 3 страницы текста? (Подсказываю:
    найдите количество информации, приходящееся на 1 символ)

ОТВЕТЫ:

Вариант 1. 1 с, 2 а, 3 с, 4 а, 5 а; 7-5 бит, 8 - 256 символов, 9 - 4,4 кбайт

Вариант 2. 1 б, 2а, 3 с, 4 а, 5 д, 7 - 64, 8-4 символа, 9-3, 8 кбайт

    Итоги.

    Д/ з повторить