Более чем. Компьютер для людей с ограниченными возможностями. Сенкевич Г.Е

Первая в России книга, посвященная использованию компьютера людьми с ограниченными возможностями. Рассмотрены средства ввода для людей с ограниченной подвижностью, настройки системы и программ, облегчающие работу людям с ограничениями по зрению и слуху. Приводятся примеры и советы по самостоятельной адаптации компьютеров и мобильных устройств в различных ситуациях. Обсуждаются технические, правовые и практические аспекты дистанционного обучения и удаленной работы в российских условиях. Книга содержит полезные советы по применению интернет-технологий при покупках, расчетах и платежах, подборку ссылок на тематические ресурсы Интернета. Особое внимание уделяется устройствам, гаджетам и программам, которые подходят русскоязычным пользователям.

Компьютерная грамотность.
Информационные технологии повышают качество жизни только в том случае, если люди умеют ими пользоваться. При этом существует «эффект умножения». Например, видеосвязь с помощью компьютера была изобретена довольно давно- еще в Windows 98 в числе стандартных приложений присутствовала программа NetMeeting. Однако нормой видеозвонки стали лишь в последние годы. Конечно, предпосылкой послужило массовое распространение высокоскоростных подключений к Интернету. С друзой стороны, видеосвязь через Skype начала набирать популярность с тот, что сначала ей заинтересовались некоторые «продвинутые пользователи». Они привлекли своих знакомых, те - своих, и лишь тогда круг абонентов стал расти в геометрической прогрессии.
Таким образом, доступная среда- не только технологии, но и достаточное количество людей «на другом конце провода», умеющих и готовых пользоваться гаки-ми технологиями. Из чет складывается компьютерная грамотность?

В первую очередь, это основные навыки работы с компьютером, мобильным телефоном или смартфоном. Растущее поколение получает такие навыки с самых ранних лет, перенимая их у родителей и сверстников.

Принцип освоения компьютера сегодня очень прост. Предполагается, что операционная система уже установлена «из магазина», а постоянное высокоскоростное подключение к Интернету уже настроено провайдером. Покажите человеку, как включить компьютер, как вызвать справочную систему, как запустить браузер, как пользоваться поиском. По идее, все остальное он дальше освоит сам! Правда, сначала должна развиться привычка активно искать ответы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Компьютер для людей с ограниченными возможностями, Сенкевич Г.Е., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • MS Ехсеl и MS Project в решении экономических задач, Левина Н.С., Харджиева С.В., Цветкова А.Л., 2006
  • Информационные технологии в педагогической деятельности, Практикум, Панкратова О.П., Семеренко Р.Г., Нечаева Т.П., 2015

Московский Педагогический Государственный Университет

Факультет Технологии и Предпринимательства

ИТ для людей со специальными потребностями

Выполнила студентка

5 курса 3 группы

Беспалова М.А.

Москва 2012

Использование интернета для обучения инвалидов

Вопрос использования современных Интернет-технологий и ресурсов сети для образования людей с ограниченными возможностями здоровья (людей с ОВЗ) представляется весьма многоплановым. Для людей с разными категориями физических ограничений применяются разные технологии, разные методики обучения.

При создании компьютера и компьютерных технологий не стояла задача приспособления их для использования именно инвалидами. Но люди с физическими ограничениями активно включились в освоение этих технологий, увидев в них средство для своей интеграции в общество, возможность повышения своего профессионального, образовательного и культурного уровня. Например, по мнению многих незрячих пользователей, «компьютер необходим слепому больше, чем трость». И это вполне справедливо, поскольку с появлением Интернета расширяются возможности в общении, в получении образования и т.п.

Рис. Схема взаимодействия пользователя с компьютером при использовании адаптивных технологий

Но, если обычный пользователь без ограничений здоровья общается с компьютером и использует его возможности непосредственно, то любому пользователю с ОВЗ необходимы специальные адаптивные технологии. Пользователь с ОВЗ, в конечном итоге, использует те же самые технологии, что и обычный пользователь, но опосредованно, – промежуточным звеном является адаптивная технология.

Развивались компьютерные и информационные технологии, развивался Интернет. Сегодня мы можем сказать, что компьютер и Интернет прочно закрепились в нашей жизни, в том числе и в образовательном процессе. Следом за общими технологиями развивались и программные и технические средства, позволяющие людям с ОВЗ более эффективно использовать компьютерные и информационные технологии. Но, к сожалению, надо сказать, что адаптивные технологии на сегодняшний день отстают от общих технологий, что накладывает определённые ограничения на использование необходимых ресурсов людям с ОВЗ. Однако же, в развитии адаптивных технологий имеются огромные результаты, и наблюдаются положительные тенденции в развитии, как адаптивных технологий, так и специализированных ресурсов для людей с ОВЗ.

Развитию образования с использованием Интернета могут способствовать технические средства, технологии и ресурсы. К специальным техническим средствам можно отнести тактильные дисплеи для незрячих пользователей, различные модификации клавиатур и манипуляторов для людей с нарушениями функций опорно-двигательной системы, манипуляторы-«рукавички» для людей с нарушениями слуха и речи и другие. Их назначение – обеспечивать пользователю с ОВЗ возможность наиболее эффективной самостоятельной работе на компьютере. Их разработка и внедрение зависят, главным образом от уровня научно-технического прогресса, доступность же для массового пользователя – от уровня цен на эти специальные технические средства.

Что касается технологий и ресурсов, то здесь вопрос не столь однозначен. Прежде всего, надо сказать, что невозможно создать технологию или ресурс, одинаково пригодный для использования людьми с различными видами физических ограничений.

Многие организации системы образования идут по пути облегчения инвалидам доступа к образовательным ресурсам.

Действующая в структуре Регионального центра образования инвалидов при Челябинском государственном университете лаборатория технических средств обучения, обучающих технологий и дистанционных методов оснащена современными мультимедийными компьютерами, объединенными в локальную сеть, и имеет выход в глобальную сеть Интернет. На сегодняшний день лаборатория располагает большим количеством обучающих мультимедийных (объединяющих в себе текст, графические иллюстрации, компьютерную анимацию, аудио- и видеозаписи) программ для абитуриентов. Самыми популярными, конечно, являются программы по русскому языку. Работая с компьютерными "репетиторами", абитуриент может проверить свои знания правил, восполнить пробелы, выполнить под диктовку компьютера упражнения, сделать работу над ошибками. Практика показывает, что даже несколько подобных занятий помогают сократить количество ошибок.

В лаборатории имеются обучающие программы по географии, биологии, физике, химии, иностранным языкам. В общем, каждый абитуриент-инвалид, обратившись к нам, обязательно найдет то, что нужно именно ему. Таким образом, работая с компьютерными обучающими программами, он получает возможность осваивать материал в спокойной обстановке, в удобном для себя темпе. Студенты-инвалиды, обучающиеся на различных факультетах университета, активно используют компьютер в учебном процессе. Они работают с текстовыми редакторами, с электронными таблицами, с графикой, компьютерными переводчиками и, конечно, с глобальной сетью Интернет.

Лаборатория занимается накапливанием специального программного обеспечения для лиц с ограниченными физическими возможностями. На сегодняшний день она располагает программами речевого синтеза, с помощью которых можно озвучить любой текст, и программами увеличения символов. Планируется приобрести более совершенные программы, которые озвучивают все действия, выполняемые пользователем.

В Академии управления «Татарский Институт Содействия Бизнесу» (ТИСБИ), г. Казань (http://dao.tisbi.ru/ ), в 2000 г. на основе новейших достижений информационных технологий, с использованием отечественного и зарубежного опыта образовательных проектов дистанционного обучения, разработана Интернет-система дистанционного асинхронного обучения (ДАО) (Свидетельства Роспатента № 2002610131, №2002620069).

Следует отметить, что все приведённые в пример методики не являются специализированными адаптивными технологиями. Безусловно, эти разработки полезны в социальном плане, поскольку облегчают доступ незащищённым слоям населения к образовательным ресурсам, а людям с ограниченными возможностями здоровья позволяют обучаться дистанционно и в любом удобном для них режиме. Но та же система ДАО оказывается совсем непригодной для незрячих пользователей.

Если говорить о зарубежном опыте, то в США, например, активно действуют организации, которые непосредственно не занимаются разработкой специальных технических средств и информационных технологий, но собирают все существующие адаптивные технологии, а также общие технологии с целью разработки возможностей их применения для обучения инвалидов. Среди таких организаций можно назвать Национальную службу Библиотеки Конгресса США для незрячих и людей с физическими ограничениями, Национальную Федерацию слепых, организации инвалидов разных категорий, а также исследовательские и реабилитационные центры. Эти организации контактируют с разработчиками и производителями специализированного и обычного программного обеспечения и оборудования, разрабатывают для них рекомендации, ищут новые возможности для применения специальных разработок. Благодаря огромной работе, проделанной подобными организациями, крупные разработчики обычного программного обеспечения предусматривают возможность использования адаптивных технологий. Так, например, корпорация Microsoft разработала собственный синтезатор речи и предусмотрела его использования в новых версиях операционной системы Windows.

Особенностью России является то, что приоритетным определилось направление по адаптации компьютерных технологий именно для инвалидов по зрению. Вызвано это, прежде всего, активностью и организованностью этой категории инвалидов, значением (весом) их общественных организаций, существованием и государственной поддержкой специальных библиотек для слепых. Ищут возможности практического применения специальных разработок.

История использования ресурсов Интернет пользователями с тяжелыми нарушениями зрения в России насчитывает почти столько же времени, сколько существует сам Интернет. Адаптация программного обеспечения и оборудования для нужд слепых и слабовидящих пользователей шла параллельно развитию глобальной Сети.

Широкое использование Интернета инвалидами по зрению в России начинается с середины 90-х годов. Единой стратегии в развитии этого направления не было и не существует до сих пор, поэтому инициаторами коллективного доступа к ресурсам глобальной сети становятся в Москве – компьютерные Центры Всероссийского общества слепых (ВОС), в остальных регионах страны – библиотеки для слепых, школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей, иногда – службы занятости населения.

Особую роль в развитии использования ресурсов Интернет инвалидами по зрению играют в РФ библиотеки для слепых. Они не только создают на своей базе компьютерные центры, обучающие пользователей и предоставляющие им свободный доступ к Интернет, но курируют подобные центры при университетах, например, в Новосибирске и во Владивостоке.

Так, в Приморском крае целенаправленно работает с 1997 года компьютерный центр в Приморской краевой библиотеке для слепых, который прошел несколько стадий в своем развитии: от компьютерного класса до Центра открытого доступа к Интернету для людей с ОВЗ. При отсутствии в программах коррекционных школ обязательного курса информатики, Центр открытого доступа к Интернету при библиотеке взял на себя выполнение следующих функций:

    базовая подготовка старшеклассников с ОВЗ к работе с адаптивными компьютерными технологиями и ресурсами Интернет для достижения независимости обучении в вузе;

    базовая подготовка специалистов, особенно поздноослепших, для продолжения полноценной жизни и профессиональной деятельности;

    профессиональное сопровождение работы пользователей с ОВЗ с ресурсами Интернет и адаптивными компьютерными технологиями;

    проведение курсов и семинаров по отдельным видам работы в Интернет;

    выполнение задач межвузовского компьютерного центра для студентов с ОВЗ;

    предоставление свободного доступа к Интернету для пользователей с ОВЗ, в том числе к ресурсам дистанционного обучения;

    апробирование новых адаптивных технологий для людей с ОВЗ;

    обобщение и распространение опыта работы пользователей с ОВЗ в Интернете;

    оказание методической помощи в организации подобных центров в других регионах и городах, проведение стажировок специалистов.

Из адаптивных технологий наиболее широкое распространение получили программы речевого экранного доступа JAWS и Virgo, поскольку представительства фирм-разработчиков работают в России, а также имеются русскоязычные версии этих программ. Эти программы замечательно работают с текстом и гипертекстом, но совершенно не распознают графических объектов.

Следует назвать также брайлевские тактильные дисплеи, но они, к сожалению, не получили широкого распространения из-за высокой стоимости. Слабовидящие пользователи используют стандартную электронную лупу, входящую в пакет Windows, а также программу экранного увеличения ZoomText.

К сожалению, вести речь о широком свободном доступе к Интернет пользователям с ОВЗ в России невозможно, так как на данный момент существует следующие нерешенные проблемы:

    Программное обеспечение, позволяющее инвалидам по зрению работать в Интернете, очень дорого, а потому мало доступно не только индивидуальным, но и многим коллективным пользователям.

    Технически это программное обеспечение несовершенно, так как по-прежнему оставляет недоступной для слепых пользователей графику и ряд сайтов.

    Из-за отсутствия концепции информатизации специального образования и обеспечения доступа к Интернет для людей с ОВЗ, в России не сложилась единой системы, а существуют разрозненные центры в различных организационных формах, не имеющие связи между собой, дублирующие друг друга и «изобретающие велосипед».

    Слабое развитие индивидуального использования Интернет-технологий пользователями дома. Этому препятствует высокая стоимость лицензионного программного обеспечения и дорогой трафик.

    Дистанционное обучение особенно приемлемо для инвалидов, имеющих помимо слепоты и другие нарушения, например, двигательные, но большая часть курсов незрячим недоступна, так как не адаптирована для работы с программами синтеза речи.

Надо отметить, что дистанционное обучение удобно для инвалидов всех категорий, поскольку позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья, не выходя из дома, получать курсы учебных материалов по выбранной ими теме. При этом учащиеся вполне могут воспользоваться существующими технологиями дистанционного обучения без адаптации учебных курсов. Исключение в этом случае составляют люди с нарушениями зрения.

Люди с нарушениями зрения, применительно к обучению на дистанционных курсах, могут быть дифференцированы по наличию у них остатка зрения: 1) на слабовидящих со значительным остатком зрения, которые пользуются программами увеличения изображения на экране, 2) и на людей с незначительным остатком зрения и тотально слепых, то есть тех, которые могут пользоваться только программами речевого экранного доступа.

Адаптация дистанционных курсов для слабовидящих может заключаться в том, что материалы курса должны набираться крупным шрифтом. Возможен также ряд дизайнерских решений, позволяющий облегчить работу с курсом при помощи программ экранного увеличения. Теоретически легко можно адаптировать любой учебный материал по любой теме для использования его слабовидящими при помощи обычной электронной лупы.

Несколько по иному складывается ситуация для тотально слепых и людей с небольшим остатком зрения, которые могут пользоваться компьютером, используя только программы речевого экранного доступа. Дело в том, что эти программы способны полноценно работать только с текстом и гипертекстовыми ссылками. Отсюда вытекают два существенных момента.

Первое - все электронные оболочки, используемые в дистанционном образовании, которые имеют графическую навигацию, непригодны для использования при помощи речевых синтезаторов. Если предполагается обучение на курсе людей с нарушениями зрения, то нужно выбирать или разрабатывать электронную оболочку с текстовой навигацией. Однако вполне успешно можно заменить обучение при помощи электронной оболочки на обучение по электронной почте. Можно рассылать учебные материалы и тестовые задания, также принимать выполненные задания при помощи электронных сообщений и вложенных файлов. Выполнение заданий учитывается в журнале, который также ведётся в электронном формате MS Word или MS Excel. Для общения студентов между собой и коллективного обсуждения дискуссионных вопросов можно создать электронную рассылку.

Второе. Даже теоретически не все учебные материалы могут быть адаптированы для использования при помощи синтезаторов речи. Например, курсы по любым видам дизайна или фотографии не могут быть описаны исключительно в текстовом формате. По многим техническим и гуманитарным дисциплинам возможно текстовое описание таблиц и схем

В рамках Программы «Обучение и доступ к Интернет», поддерживаемой американской некоммерческой организацией Прожект Хармони Инк., проводится курс дистанционного обучения «Разработка некоммерческих проекта (для обучающихся с ОВЗ)». На курсе обучаются инвалиды разных категорий, в том числе слабовидящие и слепые. Студентам предложено на выбор обучение с использование м электронной оболочки «Виртуальная среда обучения» (ВСО) либо обучение по электронной почте. При этом имеет место более высокая активность среди студентов, использующих электронную почту.

Курс разработан исключительно в текстовом формате, даже таблицы описаны при помощи текста. Тем, кто выбрал в качестве варианта обучения электронную почту, материалы высылаются в формате HTML. Для слабовидящих тексты набраны крупным шрифтом (14-й кегль). Отсутствие графических объектов позволяет программам речевого экранного доступа корректно считывать тексты. Материалы курса структурированы так, что при необходимости они могут быть записаны на компакт-диск, а также легко распространяться по электронной почте.

В скором времени возможна адаптация существующих и разработка новых курсов для обучения на них незрячих и слабовидящих студентов. Здесь имеет значение выбор тематики и профиля курсов. Однозначно могут быть адаптированы курсы по гуманитарным дисциплинам, некоторые технические курсы, не предполагающие использование графики. Также представляется необходимым создание текстовой версии сайта для входа в курс, поскольку зачастую существующие версии сайтов затрудняют доступ к основным ресурсам курсов для пользователей с нарушениями зрения.

Кроме названного курса имеются также ресурсы по обучению инвалидов. Но, в основном, это ресурсы, которые способствуют обучению, но не направлены на обучение непосредственно. Так, например, сайт Региональной Общественной Организации Инвалидов «Перспектива» содержит ресурсы по законодательной базе, позволяющей инвалидам обучаться на льготных условиях, полезные советы, ссылки на учебные заведения, обучающие инвалидов и т.д. Сайт незрячих пользователей компьютерной техники клуба «Интеграция» также способствует незрячим и слабовидящим пользователям совершенствовать свои навыки в работе с адаптивными технологиями.

Большую роль в повышении уровня образования инвалидов в России и странах СНГ сыграли Интернет-сообщества. Так, на электронных почтовых рассылках зачастую встречается информация, полезная для людей с ОВЗ, желающих учиться. Такие рассылки, как рассылка клуба «Интеграция» и рассылка «Тифлоресурс», почти ежедневно содержат информацию о новых адаптивных технологиях, о совершенствовании существующих, об учебных заведениях и возможностях обучения в них, о грантах и стипендиях на обучение.

Несмотря на то, что в использовании Интернет-технологий и ресурсов Сети для обучения людей с ОВЗ существуют определённые трудности, можно всё-таки с уверенностью сказать, что Интернет – это очень гибкая среда, причём среда дружественная, позволяющая стирать грани между обычными людьми и людьми с ослабленным здоровьем. Развиваются технологии, как обычные, так и специальные адаптивные. И сегодня мы с уверенностью можем сказать: у использования Интернета для обучения людей с ОВЗ большие перспективы

1. Технологии для людей с нарушением зрения

Для неполноценных людей компьютеры обеспечивают хорошую замену утраченных способностей; позволяют более эффективно проводить специальное обучение; открывают доступ к информации, недоступной им другим способом; предоставляют новые возможности для получения образования, работы, общения с людьми и проведения досуга.

Слепые люди могут использовать компьютеры с программами и устройствами, позволяющими воспроизводить речь. При помощи синтезатора речи компьютер произносит любые слова, возникающие на экране. Это открывает доступ слепым к использованию большинства возможностей компьютеров.

В дополнение к этому устройства и программы распознавание образов в сочетании со специальными устройствами вывода позволяют компьютерам преобразовать напечатанный текст в осязательную форму, шрифт Брайля или речь.

Внешне компьютер для слепого ничем не отличается от обыкновенного. Единственное специальное приспособление - «брайлевский» дисплей. Из коробочки торчат крохотные пластиковые штырьки, с помощью которых можно переводить обычные слова на «язык незрячих» (по правилам азбуки Брайля). Пощупав или нажав их, человек может прочесть написанное, отдать команду. На этом разница в «железе» заканчивается. Остальные хитрости спрятаны в софте на жестком диске компьютера.

Кстати, хорошо обученные слепцы могут работать быстрее зрячего человека. Те, кто умеет набивать тексты «вслепую», знают, что печатать десятью пальцами гораздо удобнее, чем двумя. К тому же не нужно отвлекаться на работу с мышью - те же команды можно набрать с клавиатуры.

Современные технологии как бы открывают наш полноцветный мир людям, лишенным зрения. Например, программа экранного доступа - JAWS озвучивает все действия клавиатуры. Нажимаете на букву «А» - компьютер произносит этот звук. Нажал на PAUSE - в ответ: «Пауза». Так слепые люди могут без посторонней помощи выполнять любую работу: например, писать письма, создавать базы данных и даже программировать. Для слабовидящих людей предназначена другая программа - ZoomText. С ее помощью мышкой можно увеличивать любой «непонятный» объект на экране и работать c выделеннымлфрагментом.

Увы, больше никаких приспособлений, позволяющих незрячим освоить компьютер, в России нет. У Всероссийского общества слепых нет денег для перевода на русский язык иностранных программ. А разнообразные «железки», упрощающие жизнь инвалидам, часто на границе задерживают таможенники. В их каталогах подобные товары не значатся, и они не знают, как их классифицировать.

В США создан компьютер, позволяющий слепым видеть. Телекамера в виде очков соединена с мини-компьютером, который можно носить на поясе или в сумке. Компьютер обрабатывает видеосигнал с камеры и с помощью 68 вживленных платиновых электродов передает его непосредственно в мозг.

В Израиле налажено производство компьютерных мышей, позволяющих слепым людям пользоваться компьютером. На спинке такой мышки имеются три панели с выступающими подвижными стерженьками, которые переводят в выпуклый шрифт Брайля текст с экрана монитора. Кроме того, мышь может синтезированным голосом сообщать, в какой точке экрана находится курсор, на какой объект он наведен. Система позволяет слепым читать с экрана, заниматься компьютерной графикой, играть.

А вот специалисты Японского космического агентства разработали монитор с 3072 выдвижными штырьками, позволяющий воспринимать изображения на ощупь, прикасаясь руками к экрану. Правда, четкость изображений снижена по сравнению с обычным монитором в сто раз.

Генератор тестовых сигналов для проверки зрения

Острота зрения - чувствительность зрительного анализатора, которая отображает способность отличать составные части и границы заметных объектов; ориентируется по минимальному угловому расстоянию между 2-мя точками...

Інструментальнi засоби пошуку iнформацii в Iнтернет

У вас зявилася можливість працювати з електронною поштою, але ви не знаєте адрес електронної пошти партнерів вашої організації. Завдяки, так званим, службам пошуку людей в Інтернет...

Трость «The Aid», созданная литовским дизайнером Эгле Угинтайте, является не только тростью для слепых и пожилых людей в традиционном её понимании, но и гидом, и сенсором состояния здоровья. В трость встроен GPS-навигатор...

Компьютеры для людей с ограниченными возможностями

Компьютеры для людей с ограниченными возможностями

Люди с дефектами речи также могут пользоваться синтезированной компьютерной речью. Вводя с клавиатуры в компьютер сообщения, которые требуется произнести, немой человек может общаться по телефону с человеком, который не способен читать...

Компьютеры для людей с ограниченными возможностями

Технология играет важную роль в оказании помощи членам сообщества глухих для их взаимодействия и общения. По данным Национального института глухоты и других расстройств связи...

Компьютеры для людей с ограниченными возможностями

Компьютеры в значительной степени помогают также людям с ограниченной способностью двигаться. Информационные системы обеспечивают людям, не имеющим возможности пойти в библиотеку, доступ к большим банкам информации...

Компьютеры для людей с ограниченными возможностями

Японские робототехники добавили к инвалидной коляске робототехнический модуль - руку-манипулятор RAPUDA (Robotic Arm for Persons with Upper limb DisAbilities). Она позволяет расширить возможности инвалида по самообслуживанию, то есть выполнять движения...

Изменение стрейтчарта. 1. Откроем диаграмму стрейтчартаadoption, сделав двойной щелчок мышью по элементу adoption в окне проект. 2. Добавляем в состояние Adopter внутренний переход (рис. 20). Рис...

Разработка модели агентства недвижимости в соответствии со стандартом IDEF0

Исходя из того, что степень подробности структурной декомпозиции блоков модели достигает высокого уровня, и некоторая информация не подлежит огласки, т.е. не должна выйти за пределы агентства, можно сделать вывод...

Разработка модели функционирования стоматологической поликлиники

Данная модель разрабатывалась с точки зрения главного врача поликлиники, так как в модели подробно рассмотрены принципы функционирования отделов и все процессы, протекающие в организации...

Разработка программы автоматизации процесса подбора запчастей для ремонта автомобилей

Руководитель предприятия...

Создание инновационного проекта в среде MS Projеct

Распределим ресурсы по работам. Для этого создадим таблицу ресурсов, необходимых для выполнения проекта, укажем стоимость оборудования и оплату труда специалистов. 1. Перейдем на панель "Консультанта" Выбор ресурсов 2...

Удаленное управление компьютером с мобильного устройства

1) Организационные мероприятия по защите населения от электромагнитных полей. К организационным мероприятиям по защите от действия электромагнитных полей относятся: Выбор режимов работы излучающего оборудования...

Тему этой книги мы заключили в достаточно жесткие рамки. Речь пойдет только о персональных компьютерах и ноутбуках, подключаемых к ним периферийных устройствах, и совсем немного о мобильных телефонах и специальных тифлокомпьютерах. Также мы обсудим некоторые технологии Интернета - они напрямую связаны с компьютерной техникой.

«За кадром» обсуждения остаются устройства медицинского назначения, протезы, слуховые аппараты и прочая техника, которую используют или осваивают при обязательном участии специалистов. Хотя почти все эти устройства являются цифровыми, а многие построены на базе микрокомпьютеров, давать в книге какие-то рекомендации и инструкции по ним мы не вправе.

1.1. Компьютер как инструмент и протез

Компьютер мы рассматриваем в двух качествах. В некоторых случаях он может служить протезом: восстанавливать или заменять отдельные сенсорные функции. Например, программы экранного доступа и «читалки», озвучивая текст, позволяют человеку с ограничениями по зрению читать.

Однако в основном компьютер представляет собой доступный человеку с ограниченными возможностями инструмент для выполнения каких-то определенных задач. В такой инструмент его превращают соответствующие устройства ввода/вывода, программы и особые настройки.

1.1.1. Доступность, инклюзия и качество жизни

Пользу и эффект от любых технологий целесообразно оценивать в нескольких разрезах. Техника - частное решение, а конечными целями ее разработки и применения являются некоторые общечеловеческие ценности.

Развитие общества как улучшение качества жизни любого его члена - одна из аксиом социологии и этики. «Качество жизни» человека - понятие одновременно и объективное, и субъективное. Объективными показателями являются материальная обеспеченность, безопасность, экологическая обстановка, транспортная сеть.

Субъективную сторону обычно характеризуют как «удовлетворенность человека своей жизнью». Качество жизни зависит от состояния здоровья, взаимоотношений и положения в обществе, свободы деятельности и выбора, уровня образования, доступа к культурным ценностям, социального, психологического и профессионального самоутверждения.

Качество жизни, в отличие от благосостояния или материального достатка, сложно выразить в каких-то величинах. Скорее, к нему применима относительная или д аже полярная оценка: «удовлетворительное - неудовлетворительное». При этом человек обычно сравнивает свое положение с положением соседа и «того парня». Не вполне корректно говорить о качестве жизни «общества в целом» - это похоже на «среднюю температуру по больнице».

Вместе с тем, есть четкий социологический критерий - доля людей, чье качество жизни близко к неудовлетворительному. В обществе, которое старается следовать гуманитарным принципам, она стремится к нулю. Там же, где царит дискриминация, число таких людей растет.

В силу своих физических, сенсорных и ментальных особенностей часть людей бывает ограничена в достижении желаемого качества жизни. В материальном отношении - это недоступность тех или иных благ, в плане социальном - дискриминация по разным соображениям, с точки зрения социальной психологии - неприятие некоторыми членами общества людей с особенностями.

В современном мире позитивной является идея инклюзии - полного включения людей с особенностями и ограниченными возможностями в жизнь общества. Концепция относительно новая - еще в середине XX века в основном говорилось об адаптации и интеграции. Принципиальная разница в том, что адаптация означает приспособление особенных людей к общей среде, интеграция подразумевает отчасти приспособление людей с ограничениями и отчасти создание для них особых условий, а инклюзия - формирование среды, одинаково доступной всем людям независимо от их особенностей.

Пока мы чаще слышим об инклюзии в системе образования, но это лишь одна из ее составляющих. Само понятие гораздо шире, оно охватывает все стороны жизни.

Главные материальные условия инклюзии - создание так называемой доступной среды. Это и «безбарьерное пространство», доступное людям с ограниченной подвижностью и незрячим, и единая информационная среда, к которой способны обращаться люди с любыми видами ограничений. Вот о последней, по большому счету, и идет речь в нашей книге.

Очень верную, на мой взгляд, концепцию доступной среды привел Гарри Барбер (Gary Barber) в своей статье «Kill Accessibility» manwithnoblog.com/2010/05/20/kill-accessibility/. Идея заключается в том, чтобы вообще «убить» понятие доступности и перестать говорить о ней как о чем-то особом. Вместо этого любая новая разработка (автор в основном говорит об Интернете) должна изначально предусматривать различные способы обращения и быть одинаково доступной зрячим и незрячим, слышащим и неслышащим людям. Такие принципы уже находят воплощение в современных стандартах разработки сайтов и приложений.

Примерно ту же идею содержит определение «универсального дизайна», приведенное в Конвенции ООН о правах инвалидов. «Универсальный дизайн» означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. Хотя это не исключает необходимость ассистивных устройств для некоторых людей с определенными особенностями, в целом нужно стремиться к тому, чтобы любые вещи или программы разрабатывались с учетом нужд людей с ограниченными возможностями.

1.1.2. Современные цифровые технологии для людей с ограниченными возможностями

Что мы понимаем под цифровыми технологиями? Иначе их можно называть компьютерными, информационными - в принципе, все это одно и то же. Объединяет такие технологии то, что с их помощью любая информация обрабатывается, хранится и передается в цифровом виде.

Прежде всего, это персональные компьютеры и программы для них. Хотя ПК изначально задумывался как машина для работы с текстами и вычислений, современный компьютер обладает широким набором функций.

Компьютер универсален. На достаточно стандартной аппаратной части («начинка» всех ПК и ноутбуков в общем-то почти одинакова) устанавливаются и работают программы, несущие самые разные функции. Нужно решить какую-либо задачу - найдите, установите и запустите соответствующую программу.

Мультимедиа - общее название для графики, звука и видео, воспроизводимых с помощью компьютера. Одним из видов мультимедиа являются компьютерные игры.

Интернет - Всемирная компьютерная сеть. Любой компьютер, подключенный к Интернету, сам становится одним из узлов этой сети.

С одной стороны, это гигантское хранилище информации, которое снабжено развитыми средствами поиска.

С другой стороны, Интернет - универсальная среда передачи информации. Информация может быть любой (текст, изображение, различные файлы, аудио и видео), поэтому Интернет все больше становится средством связи.

Мобильные телефоны постепенно приобретают все черты полноценных компьютеров. Смартфоны и так являются самыми настоящими компьютерами, только маленькими - на них работает операционная система, под которой устанавливаются и запускаются различные программы.

Сотовая связь сегодня неразрывно связана с Интернетом. В современном понимании граница между сетями передачи данных и связью практически стерта: телефоны используют для обращения к ресурсам Интернета, обмена текстовыми сообщениями и электронной почты, а компьютеры - для голосовой и видеосвязи.

Благодаря цифровому представлению информацию легко преобразовывать. Например, отсканированное или сфотографированное изображение с помощью программ оптического распознавания символов (OCR) «перегоняется» в редактируемый текст, а его, в свою очередь, программы-синтезаторы речи читают вслух. Постепенно решается и обратная задача - распознавание речи с переводом ее в печатный текст.

По большому счету, каких-то особенных компьютерных технологий для людей с ограниченными возможностями не существует. Практически все, что обсуждается в нашей книге, - применение повсеместно используемых технологий, но в особых целях. Единственным исключением можно считать тактильные (брайлевские) дисплеи - принцип их работы востребован только незрячими людьми.

Особенные требования, которые люди с ограничениями предъявляют к компьютерной технике, касаются главным образом взаимодействия человека и компьютера, способов ввода/вывода информации. Стандартные устройства ввода: клавиатура и мышь. Людям с ограничениями подвижности или особенностями моторики в одних случаях достаточно лишь настроить систему. В других случаях нужны специальные мыши и клавиатуры - увеличенного размера и подходящей формы.

Основным устройством вывода обычно является монитор. При ограничениях по зрению применяются особые настройки изображения, желательно использовать экраны большого размера. Альтернативный вывод - звук, причем программы экранного доступа дублируют голосом почти все элементы с экрана.

Довольно простыми средствами компьютер удается сделать доступным для людей с любыми видами ограничений. Как следствие, более доступными становятся информационная среда и коммуникации. Это дает очень много - через информацию и коммуникацию человек включается в жизнь общества, во все происходящие в нем процессы. Основные аспекты включения (инклюзии): общение, образование, работу - мы рассмотрим подробнее.

1.1.3. Компьютерная грамотность

Информационные технологии повышают качество жизни только в том случае, если люди умеют ими пользоваться. При этом существует «эффект умножения». Например, видеосвязь с помощью компьютера была изобретена довольно давно - еще в Windows 98 в числе стандартных приложений присутствовала программа NetMeeting. Однако нормой видеозвонки стали лишь в последние годы. Конечно, предпосылкой послужило массовое распространение высокоскоростных подключений к Интернету. С другой стороны, видеосвязь через Skype начала набирать популярность с того, что сначала ей заинтересовались некоторые «продвинутые пользователи». Они привлекли своих знакомых, те - своих, и лишь тогда круг абонентов стал расти в геометрической прогрессии.

Таким образом, доступная среда - не только технологии, но и достаточное количество людей «на другом конце провода», умеющих и готовых пользоваться такими технологиями. Из чего складывается компьютерная грамотность?

В первую очередь, это основные навыки работы с компьютером, мобильным телефоном или смартфоном. Растущее поколение получает такие навыки с самых ранних лет, перенимая их у родителей и сверстников.

Принцип освоения компьютера сегодня очень прост. Предполагается, что операционная система уже установлена «из магазина», а постоянное высокоскоростное подключение к Интернету уже настроено провайдером. Покажите человеку, как включить компьютер, как вызвать справочную систему, как запустить браузер, как пользоваться поиском. По идее, все остальное он дальше освоит сам! Правда, сначала должна развиться привычка активно искать ответы.

Другая составляющая компьютерной грамотности - овладение терминологией. Чтобы искать и спрашивать, нужно хотя бы приблизительно представлять, что как называется. Основное подспорье в этом - справочная система Windows, Интернет и компьютерная литература.

Если ваши задачи шире, чем просмотр сайтов, общение в социальных сетях и написание рефератов, нужно осваивать соответствующие прикладные программы. Как узнать, какие приложения подходят для выполнения определенных задач? Опять же, существует поиск! Например, Яндекс в ответ на запрос «программа чертеж» выдаст ссылки на несколько десятков программ для проектирования и черчения. Заодно вы выясните, что интересующая вас область иначе называется САПР или, по-английски, CAD - по таким запросам найдется еще целый ряд приложений.

К теме нашей книги вопрос «какая программа нужна для того, чтобы...?» имеет самое прямое отношение. Иногда складывается парадоксальная ситуация. Есть объективная потребность, есть необходимые программы, но многие заинтересованные люди даже не подозревают об их существовании.

Хорошо, если рядом оказывается тот, кто знает и может подсказать решение. К поиску же почему-то обращаются реже, чем следовало ожидать. Мы постарались если не описать приложения, подходящие пользователям в той или иной ситуации, то хотя бы перечислить их названия и дать ссылки.

Следующий уровень освоения компьютера - самостоятельная установка/переустановка системы, настройка ее по своему желанию, устранение неполадок. Это уже «почти профессиональная» работа с компьютером - человек способен самостоятельно справиться со многими проблемами, и, возможно, помочь другим.

Люди с физическими ограничениями чаще всего осваивают компьютер самостоятельно. Особенности касаются способов ввода (джойстиком, с экранной клавиатуры и т. д.), но в остальном приемы работы с компьютером такие же, как для всех. Соответственно, применимы любые учебники, пособия, самоучители - нужно только делать поправку на альтернативные устройства управления.

Использование компьютера слабовидящими и незрячими людьми - особая тема. Взаимодействие с компьютером через речевой интерфейс и программы экранного доступа существенно отличается от приемов работы с окнами и указателем мыши на экране.

На первых порах участие инструктора обязательно. Только когда человек начнет уверенно находить и открывать файлы, он сможет обращаться к справочным материалам и другим документам, к аудиозаписям.

Самоучители работы на компьютере для незрячих существуют - это либо текстовые документы, либо аудиокниги. Некоторые из них опубликованы, например, на портале «Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих» (www.tiflocomp.ru) и на сайте Тифлоинформационного центра Нижегородск ого государственного университета (www.unn.runnet.ru). Инструкции в этих учебниках выглядят звучат примерно так: «Нажимаем клавишу INSERT, после чего, если мы один раз нажмём F12, то услышим время, если нажмём дважды, то JAWS скажет день, месяц и текущий год».

1.1.4. Подходящие компьютеры и мобильные телефоны

Какие требования предъявляются к цифровой технике для людей с ограничениями? В отношении персональных компьютеров каких-то принципиальных особенностей нет.

Подойдет любой современный системный блок класса «для дома и офиса», т. е. самый недорогой. Производительности такого компьютера под управлением Windows 7, Windows 8 или последних версий Linux вполне достаточно для работы программ экранного доступа и другого специального ПО.

Разумеется, для игр нужен более производительный компьютер. Особенно в этом случае важна производительность видеокарты. Однако «игровая» конфигурация компьютера к специальным возможностям никакого отношения не имеет - просто на таком компьютере можно еще и играть.

Внимание следует уделить выбору периферийного оборудования. Например, людям с ограничениями по зрению удобнее работать за большим монитором (диагональю 22–24 дюйма). Пользователям с ограниченной подвижностью или особенностями моторики подходят некоторые «игровые» мыши и клавиатуры (из-за наличия на них множества программируемых кнопок и клавиш) либо специальные манипуляторы: джойстики, спецклавиатуры и другие подобные устройства.

Насколько отвечают особым потребностям ноутбуки? В общем случае портативный компьютер трудно назвать удачным выбором. У него маленький экран и маленькая клавиатура с тесно расположенными клавишами. Однако некоторые люди находят в такой конструкции определенные плюсы - это зависит от индивидуальных особенностей.

По целевым государственным закупкам, например для дистанционного обучения школьников, приобретается довольно много компьютеров Apple. Одна из причин такого решения - наличие среди стандартных функций Mac OS поддержки речевого ввода/вывода на русском языке и других специальных возможностей.

Стоит ли покупать такие компьютеры самостоятельно? Сравнение Microsoft Windows, Linux и Mac OS - предмет многолетних «священных войн» между сторонниками и поклонниками этих систем. Любопытно, что ругают в основном Windows, однако по всему миру на подавляющем большинстве компьютеров установлена именно эта ОС!

По моему мнению, компьютер Apple с Mac OS - вариант, достойный во всех отношениях. Однако следует помнить и о «пользе массовых решений» - например, получить совет у знакомых или найти хороший самоучитель пользователю Windows не в пример проще, чем пользователю Mac OS. Относительным недостатком компьютеров Apple можно считать их высокую цену и то, что среди приложений для Mac OS преобладают платные программы.

Так что выбор компьютера и операционной системы для него целиком остается за вами. Примеры в этой книге в основном относятся к Windows, но принципы вполне применимы к любой системе - очень близкие по функциональности программы разрабатываются для всех систем.

Если рассматривать мобильный телефон исключительно как телефонный аппарат, то доступность его зависит от величины кнопок, размера экрана и наличия набора голосом. Голосовой набор предусмотрен практически во всех современных мобильниках. Моделей с крупными кнопками не так уж много, но они обязательно присутствуют в ассортименте любого салона связи. Как правило, у этих моделей (которые в народе называют «бабушкофонами») дисплей тоже большой и контрастный.

Существуют и специальные телефоны для незрячих. Это серийные модели известных брендов, но с «переделанной» прошивкой, - такой модификацией занимаются некоторые небольшие компании. Продаются подобные телефоны по предварительному заказу через Интернет.

Наибольший интерес для людей с ограниченными возможностями представляют смартфоны. Отличие смартфона от обычного мобильника в том, что на смартфоне работает своя операционная система - например, Symbian, Windows Mobile или Android. Функции смартфона почти целиком определяют установленные на нем приложения, среди которых немало программ для людей с ограничениями по зрению.

1.1.5. Специальное программное обеспечение

Обычно программное обеспечение условно делят на операционную систему и прикладные программы. Операционная система (ОС) - комплекс программ, который первым запускается на компьютере и позволяет устанавливать и запускать все остальные программы. Она также создает интерфейс пользователя - то, с помощью чего мы взаимодействуем с компьютером: рабочий стол, кнопки, меню, указатель мыши, диалоговые окна и т. д.

В современных операционных системах, будь то Microsoft Windows, Linux, Android или Mac OS, интерфейс построен по почти одной и той же интуитивно понятной схеме. Это рабочий стол, на котором вы можете хранить документы и значки для запуска программ, главное меню, которое служит для вызова программ и настроек, окна, в которых работают программы. Для пользователя, ранее освоившего Windows, переход на Linux или Mac OS особой проблемы не составляет, и наоборот.

Прикладные программы (приложения) служат для решения каких-либо конкретных задач. Например, для работы с текстами нужна программа-редактор, для просмотра ресурсов Интернета - браузер, для воспроизведения музыки или видео - проигрыватель.

Вместе с операционной системой устанавливается и набор самых необходимых приложений. Обычно их так и называют - «стандартные приложения». Например, стандартными приложениями Windows являются браузер Internet Explorer, текстовые редакторы Блокнот и WordPad, универсальный проигрыватель Windows Media, графический редактор Paint и некоторые другие. Ярлыки для вызова этих программ находятся в группе Пуск | Все программы | Стандартные.

Если хочется более широкой функциональности, соответствующие прикладные программы нужно устанавливать самостоятельно. Выбор компьютерных программ огромен. Среди них есть как свободно распространяемые (бесплатные), так и коммерческие (платные). Для решения каждой задачи существуют, как правило, несколько альтернатив. Например, для работы с документами и электронными таблицами служат платный пакет программ Microsoft Office или очень близкий к нему по функциям бесплатный набор приложений LibreOffice.org (пришедший на смену переставшему быть бесплатным проекту OpenOffice.org).

Существуют программы, специально предназначенные для людей с ограниченными возможностями. Они позволяют вводить данные с использованием только клавиатуры или только мыши, озвучивать содержимое экрана и т. д.

Некоторые из этих программ являются стандартными компонентами ОС. Например, в Windows это экранная клавиатура, экранная лупа и еще несколько компонентов (Пуск | Все программы | Стандартные | Специальные возможности). В различные дистрибутивы Linux входит многофункциональная программа Orca. В Mac OS X специальные возможности сосредоточены в опции «Универсальный доступ». К ним относятся программа голосового сопровождения VoiceOver, распознавание речи, экранная клавиатура и другие приложения.

Применительно к теме нашей книги, специальные программы - те, которые помогают пользоваться компьютером людям с ограниченными возможностями: приложения для альтернативного ввода данных, программы экранного доступа, средства чтения с экрана. Отдельно следует упомянуть компьютерные игры, доступные незрячим пользователям.

1.1.6. Специальные устройства и компоненты

Доступность компьютера во многом зависит от подключенной к нему периферии. Стандартное и основное устройство вывода - монитор. Как его выбрать, обсуждается в главе 3. Мониторы - массово выпускаемые изделия «общего назначения», и на полках компьютерных магазинов представлен весь их ассортимент. То же самое относится к колонкам, микрофонам, камерам.

Среди клавиатур и мышей, предлагаемых широкому кругу пользователей, есть модели, хорошо подходящие людям с физическими ограничениями. Например, «игровые» мыши и клавиатуры с произвольно программируемыми кнопками, клавиатуры увеличенного размера или с большим ходом клавиш. Правда, в описаниях на сайтах производителей или в интернет-магазинах такие особенности подчеркиваются не всегда. Чтобы в большом ассортименте отыскать то, что вам нужно, часто приходится «читать между строк» и обращать внимание на фотографии изделий.

Специальные устройства ввода: программируемые клавиатуры, клавиатуры с углубленными клавишами, джойстики, трекболы, выносные кнопки, а также манипуляторы, управляемые подбородком или губами. Для незрячих пользователей предназначены тактильные (брайлевские) дисплеи и клавиатуры. Такие устройства выпускаются ограниченными тиражами и в розничную продажу практически не поступают. Их можно заказать через Интернет непосредственно у производителей или в интернет-магазинах США и Европы.

Главная проблема специальной техники кроется в низкой рентабельности ее производства. Технологических наработок в этой области предостаточно. Очень интересные и полезные решения регулярно появляются на выставках. В частности, это всевозможные бесконтактные манипуляторы, дисплеи и гаджеты для незрячих пользователей.

Разработкой концептов для людей с ограниченными возможностями занимаются как представители технических дисциплин, так и дизайнеры. Во многих случаях даже создаются действующие модели и образцы. Тем не менее до серийного выпуска дело доходит редко, и проекты так и остаются на уровне выставочных экземпляров.

К сожалению, изготовление устройств начинает окупаться при определенных объемах производства, а потребность в каждом из них обычно ниже такого порога. В результате приемлемые цены складываются только на изделия, выпускаемые на базе массовых моделей. Например, это клавиатуры с накладками или увеличенными клавишами - специально изготавливаются только некоторые элементы корпуса, а электроника и мембраны берутся от стандартных клавиатур. Такие же изделия, как тактильные дисплеи или некоторые специальные манипуляторы, аналогов не имеют, и вряд ли когда-нибудь будут стоить дешево.

Основное видимое решение на сегодняшний день - государственные программы поддержки, государственные закупки или компенсация расходов на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации (ТСР). Такая практика давно существует в отношении протезов, ортопедических изделий, колясок, собакповодырей. Однако из электроники в перечни ТСР входят всего несколько наименований.

1.2. Правовые вопросы

Главный ключ к инклюзии и доступной среде лежит в области законотворчества и правоприменения. Технические средства, о которых идет речь в нашей книге, являются только средствами, а проблему доступности решает общество в целом.

1.2.1. Равенство прав

Основополагающий документ, в котором декларируются права людей с ограниченными возможностями, - Конвенция о правах инвалидов. Она была принята 13 декабря 2006 года резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН (www.un.org). Россия ратифицировала Конвенцию весной 2012 года.

Центральные положения Конвенции - равные права всех людей и социальная ответственность государства. Согласно Конвенции, государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. Содержание этих мер приводится в главе 9 Конвенции.

Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех ее аспектах, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационнокоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

На здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

На информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В Российской Федерации права инвалидов и меры их социальной поддержки закреплены в целом ряде законов:

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Заметим, что законодательство обычно оперирует понятием «инвалид» и, следовательно, распространяется на людей, которые признаны инвалидами в установленном порядке. Вместе с тем, круг лиц с ограниченными возможностями гораздо шире. Все мероприятия, направленные на создание доступной среды, в полной мере соответствуют интересам всех людей, однако меры социальной поддержки предоставляются по закону лишь тем, кто признан инвалидом.

1.2.2. Социальная поддержка

Социальная поддержка людей с ограниченными возможностями складывается из двух составляющих. Прежде всего, это меры поддержки, оказываемые государством. Они включают в себя пенсионное обеспечение, компенсационные выплаты, обеспечение лекарствами и средствами реабилитации, медицинскую и социальнопсихологическую помощь, льготы и целевые программы в сфере образования и профессиональной подготовки.

Вторая составляющая - деятельность объединений, некоммерческих организаций, фондов и других негосударственных структур. В настоящее время роль негосударственной поддержки возрастает. В этих программах принимают участие как российские, так и международные организации.

Конкретные меры по социальной поддержке инвалидов закреплены во многих постановлениях и подведомственных актах. Субъекты Федерации принимают у себя программы, которые на региональном уровне могут расширять объем социальной поддержки.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ № 2347-р 30 декабря 2005 г. В этот перечень в числе прочих средств вошли:

Специальные устройства для чтения «говорящих книг» и для оптической коррекции слабовидения, в том числе проигрыватели флэш-карт и электронные ручные видеоувеличители;

Сигнализаторы звука световые и вибрационные;

Слуховые аппараты;

Телефонные устройства с текстовым выходом, в том числе сотовые телефоны и смартфоны;

Список является исчерпывающим. Составлен он был довольно давно, и многие современные устройства в него не включены.

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 57н от 31 января 2011 г. (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.09.2011 № 1028н) утверждает порядок компенсации в случае самостоятельного приобретения технических средств реабилитации. В совокупности схема получения ТСР или компенсации выглядит следующим образом:

1. Орган медико-социальной экспертизы (МСЭ) составляет индивидуальную программу реабилитации (ИПР) инвалида. В ней указаны необходимые технические

2. средства реабилитации из числа входящих в федеральный перечень таких средств.

3. Инвалид обращается в отделение социальной реабилитации Центра социального обслуживания по месту жительства, где пишет заявление на предоставление технических средств реабилитации. К заявлению прилагаются ИПР, паспорт, справка об инвалидности.

4. Если инвалид приобрел средства, указанные в ИПР, самостоятельно, он обращается за получением денежной компенсации. В этом случае необходимо предоставить документы, подтверждающие расходы на приобретение ТСР.

Размер компенсации не может превышать стоимость соответствующих ТСР, определенную в ходе конкурса на закупки. Конкурсы проводятся ежегодно в каждом регионе.

Таким образом, некоторые категории инвалидов могут быть обеспечены некоторыми техническими средствами реабилитации за счет федерального и местных бюджетов. Однако компьютерные устройства под этот перечень практически не попадают.

Детям-инвалидам компьютеры, периферийные устройства и ПО могут быть предоставлены в рамках программ дистанционного обучения. По действующим нормам (см. главу 8) центры дистанционного образования и общеобразовательные школы должны обеспечивать учеников, находящихся на домашнем обучении, компьютерным оборудованием и необходимыми программными средствами. Оборудование выдается во временное пользование, на период учебы.

Еще один путь получения дорогостоящей компьютерной периферии (специальных клавиатур и манипуляторов, тактильных дисплеев) - через негосударственные фонды и программы поддержки. Они не связаны такими строгими руководящими документами и могут довольно гибко находить решения проблем доступности для людей с различными особенностями.

Вместе с тем, почти у любой проблемы есть несколько альтернативных решений, и некоторые из них не требуют серьезных затрат. Например, для незрячего человека решениями являются и тактильные дисплеи, и речевой вывод, а среди программ экранного доступа существует и бесплатная (NVDA).

В книге я постарался показать все многообразие современных цифровых технологий для людей с ограниченными возможностями. Удивительное свойство компьютера в том, что его довольно просто приспособить для решения самых разных задач.

1.3. Заключение

Где быстрее и проще всего формируется доступная среда? Вероятно, в области информационных технологий! Сравните время и затраты на оборудование пандусами и лифтами всех учреждений города с разработкой сайтов, через которые граждане могут получить необходимые им сведения и обратиться в официальные инстанции.

Одно не исключает другое, но информатизация дает результаты уже «здесь и сейчас».

Доступность информации сама по себе значит очень много. Она стирает барьеры для общения, позволяет людям с любыми ограничениями включаться в жизнь общества. Цифровые технологии - техническая база дистанционного обучения и удаленной работы, а это важнейшие шаги на пути к инклюзии.

Напомним, что доступность информации обеспечивают три компонента: инфраструктура, компьютерная грамотность и компьютеры, отвечающие особым потребностям. В следующих главах мы обсудим, как приспособить персональный компьютер к нуждам людей с различными ограничениями.

Компьютер для людей с ограниченными возможностями. Сенкевич Г.Е.

Компьютер для людей с ограниченными возможностями. Сенкевич Г.Е. Первая в России книга, посвященная использованию компьютера людьми с ограниченными возможностями. Рассмотрены средства ввода для людей с ограниченной подвижностью, настройки системы и программ, облегчающие работу людям с ограничениями по зрению и слуху. Приводятся примеры и советы по самостоятельной адаптации компьютеров и мобильных устройств в различных ситуациях. Обсуждаются технические, правовые и практические аспекты дистанционного обучения и удаленной работы в российских условиях. Книга содержит полезные советы по применению интернет-технологий при покупках, расчетах и платежах, подборку ссылок на тематические ресурсы Интернета. Особое внимание уделяется устройствам, гаджетам и программам, которые подходят русскоязычным пользователям.
Для людей с ограниченными возможностями, родителей детей с особенностями развития, педагогов, врачей-дефектологов, социальных работников.

Глава 1. Цифровые технологии и возможности человека
1.1. Компьютер как инструмент и протез
1.1.1. Доступность, инклюзия и качество жизни
1.1.2. Современные цифровые технологии для людей с ограниченными возможностями
1.1.3. Компьютерная грамотность
1.1.4. Подходящие компьютеры и мобильные телефоны
1.1.5. Специальное программное обеспечение
1.1.6. Специальные устройства и компоненты
1.2. Правовые вопросы
1.2.1. Равенство прав
1.2.2. Социальная поддержка
1.3. Заключение
Глава 2. Работа на компьютере при ограничениях двигательной активности
2.1. Настройки мыши и клавиатуры
2.1.1. Настройка мыши
2.1.2. Центр специальных возможностей Windows 7
2.1.3. Экранная клавиатура
2.2. Настройка рабочего стола и программ
2.2.1. Клавиши быстрого вызова и клавиатурные сокращения
2.2.2. Запуск программ с помощью значков рабочего стола
2.2.3. Настраиваемые клавиши
2.2.4. Клавиатура и Internet Explorer
2.2.5. Управление мышью
2.3. Альтернативный ввод данных
2.3.1. Трекболы
2.3.2. Тачпады и планшеты
2.3.3. Джойстики
2.3.4. Специальные клавиатуры и мыши
2.3.5. Кнопки и сенсоры
2.3.6. Манипуляторы IntegraSwitch® и IntegraMouse®
2.3.7. «Кто виноват?» и «Что делать?»
2.3.8. Переделка мышей и клавиатур
2.3.9. Дополнительные приспособления
2.3.10. Веб-камера в качестве мыши
2.4. Распознавание речи и голосовое управление в Windows
2.4.1. Встроенные средства Windows 7
2.4.2. Программы для распознавания речи
2.4.3. Управление голосом в браузере Opera
2.4.4. Голосовой поиск в браузере Google Chrome
2.5. Заключение
Глава 3. Технологии для слабовидящих
3.1. Адаптация компьютера
3.1.1. Выбор монитора (телевизора) и клавиатуры
3.1.2. Центр специальных возможностей в Windows 7
3.1.3. Настройка указателя мыши
3.1.4. Встроенные средства Linux
3.1.5. Программы «экранные лупы»
3.1.6. Настройка прикладных программ
3.2. Программы для чтения с экрана
3.2.1. Файлы электронных книг
3.2.2. Приложения «общего назначения»
Редактор Microsoft Word
Программа Adobe Reader
3.2.3. Программы-«читалки»
Программа CoolReader
Программа Text-Reader BookShelf
Программа AlReader
Программа ICE Book Reader Professional
3.3. Электронные книги
3.3.1. Выбор электронной книги (E-book)
3.3.2. Настройка электронной книги
3.3.3. Поддержка различных форматов
3.3.4. Сканирование и распознавание текста
3.3.5. Аудиокниги
MortPlayer Audio Book
Ambling Bookplayer
AIMP
Angel"s Vox
3.4. Увеличители и усилители изображения
3.4.1. Автономные устройства
3.4.2. USB-камеры
3.5. Заключение
Глава 4. Технологии для незрячих
4.1. Тактильные устройства ввода/вывода
4.1.1. Тактильные строки и дисплеи Брайля
4.1.2. Принтеры Брайля
4.1.3. Брайль и голос
4.2. Тифлокомпьютеры
4.3. Программы экранного доступа для Windows
4.3.1. Экранный диктор
4.3.2. Программа JAWS для Windows
4.3.3. Кобра
4.3.4. Window-Eyes
4.3.5. Проект NVDA
4.4. Синтез речи в прикладных программах
4.4.1. Синтез речи в Microsoft Windows
4.4.2. Чтение электронных книг вслух
4.4.3. Адаптация браузеров
Программа SAToGO
Онлайн-переводчик ImTranslator
4.4.4. Программа «Балаболка»
4.5. Говорящий Linux
4.5.1. ALT Linux Homeros
4.5.2. Vinux
4.6. Мобильные телефоны и гаджеты
4.6.1. Синтезаторы речи для Google Android
4.6.2. Программы для Symbian
4.6.3. Доступность в iPhone и iPad
4.6.4. Проект slepsung.com (адаптация телефонов Samsung)
4.7. Заключение
Глава 5. Использование компьютера при нарушениях слуха и речи
5.1. Адаптация компьютера
5.1.1. Наушники
5.1.2. Сопряжение слуховых аппаратов с компьютером
5.1.3. Настройка компьютерного звука
5.1.4. Настройка проигрывателей для отображения субтитров
5.1.5. Использование текста или зрительных образов вместо звуков Windows
5.2. Освоение языка жестов
5.2.1. Азбука дактиля
5.2.2. Язык жестов в Интернете
Сайт «Сурдосервер»
Сайт «Жестов Нет?»
Сайт «Лигмир»
5.2.3. Чтение по губам
5.3. Синтез и коррекция речи
5.3.1. Портативные синтезаторы речи
Устройство GoTalk
Программные решения
5.3.2. Сурдологопедические тренажеры
Программа «Видимая речь»
Тренажеры от «Дэльфа М»
Программа Video Voice Speech Training System
5.3.3. Программы для корректировки заикания
Программа DAF/FAF Assistant
Сайт «Заикание.NET» и программа Stuttering.Pro
Программа axSoft Speech corrector
Программа BreathMaker
5.4. Заключение
Глава 6. Компьютерные игры
6.1. Развивающие компьютерные игры
6.1.1. Цели и задачи
6.1.2. Логические игры
6.1.3. Игры-рисовалки и игры-раскраски
6.2. 3D-игры
6.2.1. Требования к компьютеру
6.2.2. Игровые манипуляторы
6.3. Игры для слабовидящих и незрячих
6.3.1. Логические и карточные игры
Игра «Города»
Игра «Магистр слов»
Игра «Быки и коровы»
6.3.2. Аркады, гонки и «стрелялки»
Игра Lockpick
Игра Super Egg Hunt
Игра Duck Hunt
Игра Dark Destroyer
Игра Mortal maze
Игра «Техношок»
Игра Top Speed
Игры Ru Racing и Mach 1
6.3.3. Спортивные симуляторы
Игры от Vipgameszone
Игра WinPong
6.3.4. Стратегии и многопользовательские миры (MUD)
Игра SoundRTS
Игра Lords of the Galaxy
6.4. Заключение
Глава 7. Обучающие программы
7.1. Flash-игры
7.1.1. Тренировка счета и вычислений
7.1.2. Тренировка чтения и письма
Игры с портала «Солнышко»
Игры про Бабу-Ягу от «МедиаХауз»
Обучающая программа «Отличник»
7.2. Сборники обучающих программ
7.2.1. Образовательные программы «1С»
7.2.2. Коллекция «Кирилла и Мефодия»
7.2.3. Виртуальные лаборатории
Лаборатория VirtuLab
Лаборатория ядерной физики
Эмулятор физических опытов в среде BARSIC
Практикумы МарГТУ
Химическая лаборатория IrYdium Chemistry Lab
Физическая лаборатория Interactive Physics («Живая физика»)
Электротехническая лаборатория «Начала электроники»
7.3. Заключение
Глава 8. Дистанционное обучение
8.1. Организация дистанционного обучения
8.1.1. Компьютер как часть доступной среды
8.1.2. Поддержка дошкольников
8.1.3. Дистанционное обучение школьников
8.1.4. Проекты высшего и дополнительного образования
8.2. Технические средства дистанционного обучения
8.2.1. Подключение к Интернету
8.2.2. Электронная почта, ICQ, Skype
Электронная почта
Службы обмена мгновенными сообщениями
Использование Skype
8.2.3. Телеконференции
Вебинары по схеме «веб-сервер - браузер»
Вебинары с использованием специальных приложений
8.3. Заключение
Глава 9. Работа, платежи и безопасность в Интернете
9.1. Организация работы
9.1.1. Доступность рабочего места
9.1.2. Отношения с работодателем
9.1.3. Поиск работы
9.2. Фриланс
9.2.1. Порталы и биржи удаленной работы
9.2.2. Чем заняться?
Копирайтинг и рерайтинг, работа с контентом
Переводы
Веб-дизайн
Программирование
Работа на телефоне
Прочие возможности
9.3. Платежи и покупки через Интернет
9.3.1. Платежные системы Интернета
Система WebMoney Transfer
Яндекс.Деньги
QIWI Кошелек
Система PayPal
9.3.2. Управление банковским счетом
9.3.3. Интернет-магазины
9.4. Безопасность и мошенничество в Интернете
9.4.1. Вирусы, черви и трояны
9.4.2. Антивирусные программы и пароли
9.4.3. Социальная инженерия
9.5. Заключение

Официальные сайты
Интернет-порталы
Образование
Интернет-магазины
Социальные сети и форумы
Разное
Предметный указатель