Что лучше, фикс или вариообъектив (зум)? Зум или Фикс? Что лучше для стрит-фотографии Фикс или зум что лучше для кропа

Зум-объективы хороши своими удобством и универсальностью. В первой части статьи - «Какой объектив купить на смену китовому? Выбираем зум» - мы разобрали преимущества зум-объективов, выяснили их недостатки и привели в пример некоторые модели, которые стоит рассмотреть в качестве замены для «китовой» оптики. Теперь поговорим об объективах с фиксированным фокусным расстоянием. В жизни фотографа есть немало ситуаций, в которых фикс - объектив с постоянным фокусным расстоянием - окажется предпочтительнее зума.

В чем преимущества фикс-объектива?

Как ни крути, но даже недорогой объектив с фиксированным фокусным расстоянием не уступит по качеству изображения самому дорогому зуму. Под качеством здесь подразумевается не только одинаково высокая резкость по всему полю кадра и на всех диафрагмах, но также величина дисторсии, виньетирование и другие аберрации. Помимо прочего, фикс-объективы легче, меньше и обладают большей светосилой. Последнее совсем не пустой звук. К примеру, штатный китовый объектив на фокусном расстоянии 50 мм имеет светосилу f/5,6. В то же время любой фикс «полтинник» обладает светосилой от f/1,8 и выше. Это более трех ступеней экспозиции! Чтобы было понятнее: там, где китовый объектив будет требовать ISO 3200, подобный фикс позволит снимать на чувствительности ниже 400 единиц.

Canon EOS 6D / Canon EF 35mm f/1.4L УСТАНОВКИ: ISO 2500, F1.4, 1/30 с

Ещё одно преимущество большой светосилы - меньшая глубина резкости. С меньшей зоной резкости можно создать более эмоциональные и интересные фотографии за счет акцентирования внимания на одном из планов и красивого размытия остальных. Использование фикс-объектива способствует развитию творческого подхода к фотографии, поскольку он не только ограничивает выбор сюжетов, но и заставляет больше думать над расстановкой акцентов в кадре.

Какой фикс-объектив выбрать?

В выборе объектива с фиксированным фокусном расстоянием действительно можно сломать голову. В одном лишь диапазоне от 18 до 55 мм их может быть минимум шесть штук! Какой же объектив выбрать? В недалекие пленочные времена большинство фотоаппаратов комплектовалось фикс-объективами с фокусным расстоянием 50 мм или, как его ещё называют, полтинником. Это фокусное считается «нормальным» (то есть обеспечивающим угол обзора примерно равный полю зрения человеческого глаза), и часто более опытные фотографы рекомендуют к стандартному зуму докупать именно его. В этом есть изрядная доля истины.

Классические «полтинники»

Изначально они были универсальным фокусным для полного кадра, и в пленочные времена большинство камер со сменными объективами комплектовались именно такой оптикой. К недорогим 50 мм фикс-объективам относятся Canon EF 50mm f/1.8 II , Sony 50mm f/1.8 (SAL-50F18) , Sony 50mm f/1.8 OSS (SEL-50F18) , Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor , . Их объединяет то, что все они сконструированы по «классическим» для таких объективов схемам, просты и оптически великолепны.

Но на кроп-матрице (а именно матрицы формата APS-C или даже 4/3” ставятся в большинство любительских камер) они превращаются в умеренные телеобъективы с эквивалентным фокусным расстоянием от 75 до 90 мм за счет кроп-фактора. Это идеальное фокусное расстояние для портретной съемки средним и умеренно крупным планом. Здесь же на помощь фотографу приходит и приятное размытие фона, которое обеспечивают такие объективы. Так что на кроп-матрице 50-мм объектив - это почти идеальный портретник.

Canon EOS 6D / Canon EF 50mm f/1.2L УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.2, 1/80 с

Владельцам неполного кадра перед покупкой объектива 50 мм мы рекомендуем сначала опробовать это фокусное на имеющийся оптике. Выставите фокусное на китовом объективе на 50 мм и оцените угол обзора, поснимайте так день-другой. Если вы не испытываете дискомфорта, то можете смело брать один из недорогих полтинников для своей системы, не пожалеете. В том случае, если такое фокусное расстояние вас ограничивает, вам стоит смотреть, скорее всего, в сторону 35-мм объективов. На любительских зеркалках и беззеркалках с матрицей APS-C такие объективы будут «нормальными», то есть обеспечивающими угол обзора примерно равный углу зрения глаза человека.

«Нормальные» объективы для кроп-камер

X-T1 / XF23mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/420 с, 35.0 мм экв.

Объективы широкоугольные

Широкоугольные объективы - это ещё одна группа фикс-объективов. Среди ярких представителей этого семейства хочется отметить: Canon EF 20mm f/2.8 USM , Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor , Fujifilm XF 14mm f/2.8 R , Sony 16mm f/2.8 E (SEL-16F28) , Panasonic 14mm f/2.5 Aspherical .

Несомненным достоинством широкоугольной оптики является её способность передавать динамику на плоскости. Благодаря лучшему раскрытию довольно легко получить выразительные снимки, а игра с точкой съемки лишь усиливает этот эффект. Эти объективы отлично подойдут для пейзажей, архитектуры, спорта и, конечно же, для любителей фотографировать себя на фоне достопримечательностей.

X-T1 / XF14mmF2.8 R УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 4 с, 21.0 мм экв.

Объективы портретные

Говоря о фикс-объективах, нельзя не упомянуть о классической портретной оптике. К ней относятся недорогие Их всех объединяет высокая светосила, которая создана не столько для съемки при плохом освещении, сколько для создания красивого эффекта размытия заднего плана - боке. Ещё одной характерной чертой портретной оптики является сравнительно большое фокусное расстояние (реальное или эквивалентное). Оно позволяет передать черты лица и тела без оптических искажений, а оптические схемы этих объективов рассчитаны таким образом, чтобы на открытой диафрагме кожа выглядела естественной, более гладкой.

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 85mm f/1.2L II УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/2500 с

Самое трудное с фикс-объективами - это найти «свое» фокусное расстояние.

Доводов как за, так и против того или иного фокусного можно услышать немало. Все их надо выслушать, но принимать решение стоит лишь исходя из собственных соображений. Умеренно широкий угол в 35 мм на полном кадре долгое время считался своего рода отправной точкой для фотографов. Это фокусное расстояние приобрело популярность из-за того, что позволяет запечатлевать события и людей в их повседневной жизни с точки зрения золотой середины. Если у вас имеется штатный зум, то стоит просто потренироваться. Просто поставьте 28 мм в случае кроп-матрицы или 35 в случае полного кадра и забудьте о том, что у вас есть зум. Со временем у вас, возможно, появится желание сделать угол пошире либо, наоборот, поуже. Таким образом вы сможете подобрать оптимальный для ваших целей фикс-объектив. Второй способ, который также может помочь определиться в предпочтениях, это собрать данные из собственных фотографий с помощью программ анализаторов. Они собирают информацию из EXIF файлов снимков и показывают её в виде графиков. Здесь вы сможете увидеть наиболее часто используемое вами фокусное расстояние.

На этом, пожалуй, стоит и закончить. Мир объективов с фиксированным расстоянием очень богат, но чтобы окунуться в него, вам вовсе не обязательно иметь весь набор. Достаточно владеть всего хотя бы одним фикс-объективом. Вы можете прислушаться к советам бывалых и выбрать «полтинник» или же довериться своему внутреннему голосу и начать смотреть на мир под более широким углом. Каким бы ни был ваш выбор, фиксированный объектив станет незаменимым помощником, изменит ваш взгляд на мир и фотографию в целом.

Какой тип объектива лучше – фикс или зум? Это одна из наиболее обсуждаемых тем в фотографии. Кто-то из вас выберет зум объектив, а другой – фикс. Это зависит от того, что и где вы собираетесь фотографировать. Очень важно знать, что собой представляют эти два типа объективов и какой из них следует использовать в той или иной ситуации. Эта статья поможет вам в этой области.

Что такое фикс объектив?

Объектив с фиксированным фокусным расстоянием известен как фикс объектив. Поэтому, если вы хотите изменить обзор кадра, то вам следует переместиться дальше или ближе от той точки, где вы стоите сейчас. Фокусное расстояние фиксированное, на объективе нет кольца зумирования.

На рынке существует широкий выбор фикс объективов – от широкоугольных (таких как 14 мм и 24 мм) до телеобъективов среднего и дальнего диапазона (таких как 135 мм и 400 мм).

Фикс объектив Sigma 20 мм.

Что такое зум объектив?

Объектив с переменным диапазоном фокусного расстояния известен как зум объектив. Используя такой объектив, вам не нужно перемещаться, а кольцо зумирования позволяет получить более узкий или широкий угол обзора. Таким образом, используя зум объектив, вы можете менять фокусное расстояние, чтобы отрегулировать угол обзора.

Существует широкий диапазон зум объективов, будь то широкоугольный объектив (как 12-24 мм или 16-35 мм), телеобъектив (как 70-200 мм, 100-400 мм и 150-600 мм) или универсальный зум объектив (как 18-300 мм и 24-105 мм).

Зум объектив Tamron 18-200 мм.

Преимущества использования фикс объективов

Широкая диафрагма с меньшими затратами

Одно из самых больших преимуществ использования фикс объектива состоит в том, что вы можете использовать широкую диафрагму (малое f-число), такую как f/1.8 и f/1.4 по разумной цене. Например, Canon EF 50mm f/1.8 STM Lens (всего $125) и Sigma 85mm f/1.4 DG HSM Art Lens ($1199 по сравнению с версией Nikon за $1599 или Canon за $1899). Принимая во внимание, что зум объектив, как Canon EF 70-200mm f/2.8L не позволяет снимать с диафрагмой шире f/2.8, и при этом выжигает дыру в вашем кармане (около $2000).

Малая глубина резкости

Фикс объектив позволяет использовать такое низкое значение диафрагмы как f/1.2 или f/1.4, тем самым обеспечивая действительно малую глубину резкости. Используя такое широкое отверстие диафрагмы, вы получите больше эффекта боке, что означает, что объект будет в фокусе, а задний план/фон размыт. Для сравнения зум объектив не позволит уйти шире f/5.6, f/4 или f/2.8, что к приведет к большей глубине резкости.

Поэтому, если вы планируете получить малую глубину резкости (эффект боке сильнее), тогда фикс объектив удовлетворит ваши потребности.

Снимок на f /1.4 с использованием объектива Sigma 20 мм f /1.4 DG HSM .

Лучшие фотографии в условиях низкой освещенности

Как уже упоминалось выше, фикс объектив позволяет использовать такие значения диафрагмы, как f/1.2-1.8, при этом пропуская большее количество света в камеру. Снимая в условиях низкой освещенности на фикс объектив, вы сможете использовать более короткую выдержку, так как он даст преимущество в 3-4 шага света (f/1.4 > f/2 > f/2.8 > f/4 > f/5.6 – 50 мм f/1.4 дает на 4 шага больше, чем стандартный объектив f/5.6) по сравнению с зум объективом.

Так, при использовании зум объектива при f/4 он даст выдержку 1/20, а используя фикс объектив при f/1.4 вы сможете задать выдержку 1/160. Если вы находитесь в условиях низкой освещенности и не располагаете штативом, фикс объектив даст вам дополнительное преимущество, так как пропустит в камеру большее количество света.

Лучшая резкость и качество изображения

В фикс объективах меньше элементов, которые помещены в них для выполнения определенных функций. Вот почему фикс объектив производит меньше оптических дефектов, таких как хроматические аберрации и дисторсия, что улучшает качество изображения.

Количество элементов в зум объективе больше, потому что он должен обеспечивать переменные фокусные расстояния, сказываясь на резкости. Тем не менее, изо дня в день зум объективы становятся лучше с точки зрения качества изображения и резкости, чтобы соответствовать фикс объективам.

Преимущества зум объектива

Универсальность

Одно из наибольших преимуществ использования зум объектива является то, что он позволяет изменять фокусное расстояние без смены объектива. Зум объектив обеспечивает диапазон различных фокусных расстояний, которые могут быть настроены с помощью кольца зумирования. Этот диапазон зависит от модели объектива. Вот некоторые из них: 18-55 мм, 16-35 мм, 24-70 мм, 70-200 мм, 100-400 мм и 18-300 мм. Используя зум объектив, вы можете перейти от широкого угла до обзора телефото без смены объектива.

Поэтому, если ваша съемка требует переключения между разными фокусными расстояниями, то лучше выбрать зум объектив, чтобы сберечь свое время и не пропустить важные моменты. В свадебной фотографии, спортивной, а также во время путешествий стоит использовать зум объектив, так как меняя фикс объективы, вы можете упустить момент.

Это изображение показывает диапазон фокусных расстояний объектива Tamron 18-200 мм F /3.5-6.3 Di II VC .

Портативность

Зум объектив, такой как Canon EF 70-300 мм f/4-5.6 сочетает в себе пять фикс объективов, так как покрывает такие наиболее часто используемые фокусные расстояния, как 85 мм, 100 мм, 135 мм, 200 мм и 300 мм. Представьте, насколько удобнее переносить один объектив вместо пяти. Хотя зум объектив не даст возможность использовать широкую диафрагму или делать удивительно резкие фотографии, как фикс, но он позволит вам оставаться налегке. Теперь все зависит от вас, выбрать ли преимущество портативности зум объектива или переносить дополнительный вес, если вы не допускаете компромиссов в качестве.

Если вы часто путешествуете, любите не обременять себя лишним весом и допускаете небольшой компромисс в качестве изображений и съемке с широкой диафрагмой, то зум объектив будет лучшим выбором для вас.

Все включено

Как указано в приведенном выше примере, объектив Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS USM Lens сочетает в себе пять объективов (или даже больше). Так что теперь, если вы подсчитаете, зум объектив за $449 позволит вам использовать любое фокусное расстояние в диапазоне от 70мм до 300 мм. В то время, как покупая пять или больше фикс объективов вы потратите порядка $4000.

Зум объектив будет идеальным выбором для вас, если вы только начали изучать фотографию и хотите попробовать себя в разных жанрах. Сначала купите достойный зум объектив, как, например, 18-55 мм, 18-300 мм, 55-250 мм или 70-300 мм. Как только вы определитесь с жанром фотографии, в котором хотите работать, вы можете купить следующий объектив, соответствующий вашим потребностям.

Заключение: фикс или зум объектив?

Нет сомнений в том, что фикс объективы превосходны, когда речь идет о резкости и качестве изображения. Однако, зум объективы постоянно усовершенствуются, хотя пока этого недостаточно. Хотя некоторые зум объективы премиум класса, такие как Canon EF 70-200mm f/2.8L и Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM создают изображения с блестящей резкостью и меньшей хроматической аберрацией.

Если вы хотите получить красивое боке, которое можно достичь только на широкой диафрагме, то вам следует выбрать фикс объектив. Он даст возможность выбрать такую диафрагму, как f/1.2, f/1.4 или f/1.8. Аналогичным образом, при съемке в условиях низкой освещенности фикс объектив даст вам дополнительное преимущество в использовании более короткой выдержки, что скажется на резкости фотографий.

Но если вы частый путешественник или не знакомы с местностью, тогда использование зум объектива будет более безопасным вариантом, так как он универсален и портативен. Даже на свадьбах или при освещении различных мероприятий вы не можете положится на фикс объектив, так как есть ограничения в перемещении, поэтому использование зум объектива будет более разумным выбором.

Здравствуйте! Давайте попробуем разобраться вместе с вами, какой всё же объектив лучше?

На рынке представлено огромное множество различных объективов для зеркалок, но, к сожалению, они все не из дешёвых. Были бы они дешёвые, наш вопрос отпал бы сам собой, набрал бы себе и того и другого и фотографируй с удовольствием. Но реалии таковы, что объективы зачастую дороже любительских зеркалок.

В одной из своих прошлых статей я писал кратко про виды объективов и про фокусные расстояния, если интересно, .

Итак, после покупки зеркалки и вдоволь наигравшись с китовым объективом, каждый фотограф мечтает о приобретении другого объектива. Вопрос в том, что брать: фикс или вариообъектив?

В первую очередь надо для себя определиться, для каких жанров он вам нужен. Для портретов и съёмок в студиях лучше фиксы, для спортивных фото и съёмок диких животных - телеобъективы, для репортажной съёмки лучше зум объективы. Каждый решает сам, исходя из своих предпочтений и возможностей.

Преимущества фиксов:

  • более качественный и красивый рисунок;
  • легче и меньше зумов;
  • нет движущихся частей, а, следовательно, меньше вероятность поломки и попадания пыли;
  • в случае поломки одного фикса из набора остальные останутся рабочими;
  • выше качество линз и корпуса (как правило);
  • большая светосила;
  • дисциплинируют фотографа.

Минусы фикс объективов:

  • необходимо использовать ноги вместо зума;
  • необходимо иметь большую сумку с набором объективов на все случаи;
  • не подходят для репортажки, пока меняешь объектив, можно упустить интересные кадры;
  • из-за частой смены объективов пыль попадает на матрицу.

Преимущества вариообъективов:

  • подходит практически для всех случаев;
  • нет необходимости в таскании и замене дополнительных объективов;
  • не надо использовать ноги в качестве зума;
  • не попадает пыль на матрицу, поставил раз и забыл.

Недостатки зум-объективов:

  • менее качественные линзы и материалы (не всегда);
  • рисунок чуть похуже, чем на фиксах;
  • меньшая светосила;
  • чаще ломаются, чем фиксы;
  • засасывают пыль.
  • тяжёлые и большие.

Выбор за вами.

Если у вас есть что добавить или же вы хотите высказать своё мнение по поводу того, что лучше: фикс или зум, то милости просим оставлять свои комментарии к статье.

Итак — Вы купили новенькую зеркалку (DSLR )… ну или беззеркалку… со сменными объективами. В комплекте у Вас наверняка уже был так называемый китовый объектив. И вмеру им наигравшись вы приходите к двум вариантам дальнейшего своего фото-развития: 1. продать фотоаппарат, 2. купить более крутой объектив.

Людям выбравшим первый пункт — махаем лапкой и желаем счастливого пути, а вот тем кто все же решил купить новый объектив и посвящается эта статья. Выбор объектива — непростая задача и для матерого фотографа, а уж для начинающих и подавно. На рынке огромный ассортимент самых разнообразных стекол (объективов), и даже будучи технически обознанным во всех технологических начинках этих устройств, всегда можно сделать ошибочный выбор. Собственно о выборе! Выбирать стекло нужно исключительно исходя из задачи. То есть — в зависимости от того, что, как и когда вы хотите этим объективом снимать. Тут вродь все просто — хотим снимать пейзажи или много людей сразу — нужен ширик (фр=14-35 мм), хотим портреты — портретиник (фр=50-200 мм), хотим снимать на приличном расстоянии пугливых животных (или соседей) — нужен телевик (фр=150-400 мм). Но, опять-таки, просто только на первый взгляд 🙂

Давайте введем некоторые понятия.

Фокусное расстояние — я вверху его уже упоминал — сокращенно ФР. Это термин обозначающий определенную величину, точнее расстояние от «центра» объектива до пленки или матрицы. Страждущие могут погуглить самостоятельно для более детальной информации. Главное — это числовое значение, которое описывает степень увеличения объектива и его угол зрения. Чем меньше ФР — тем шире угол зрения объектива и меньше увеличение, чем больше ФР — тем уже угол зрения объектива и больше увеличение. Хорошо видно вот на этой картинке:
Значения диафрагмы — внутри объектива есть очень важное устройство — диафрагма (апертура, «дырка»). Это простой механизм, который позволяет уменьшать количество света попадающего на пленку или матрицу. Когда-то я выкладывал очень . Грубо говоря — чем меньше значение диафрагмы объектива — тем больше света попадет на матрицу или пленку . А это в свою очередь означает — чем меньше значение диафрагмы — тем при более слабом освещении мы можем снимать. Кроме того маленькие значения диафрагмы (1.2-2.8) позволяют сильнее размывать фон, добавлять глубину в кадр и обычно являются признаками качественного объектива. Но и стоят такие стекла прилично. В целом запомните что диафрагма 2.8 и ниже — отличный показатель для объектива.
Тип фокусировки — автоматический или ручной (еще говорят — мануальный). Тут все просто — или при нажатии на кнопочку объектив сам фокусируется на нужном объекте, или же Вам нужно крутить кольцо фокусировки и «наводить резкость» самостоятельно. В этой статье я рассматриваю только объективы с автоматической фокусировкой , и сознательно не объясняю разницу между внутренним двигателем фокусировки и использованием привода камеры (отвертки).

Установочный размер для фильтра — это диаметр специального посадочного места (обычно на конце объектива) куда устанавливаются фильтры.

Бленда — простое, но очень полезное устройство. Это всего лишь козырек, предохраняющий объектив от боковой засветки, которая может испортить Ваш снимок. Иногда такие засветки наоборот добавляют в картинку некого шарма, но по началу — всегда пользуйтесь блендой в солнечные дни. Кроме того иногда она может спасти объектив от царапин и других механических повреждений.

Фильтры (светофильтры) — хм… тут нужно так много писать, что я напишу проще. Если сейчас Вы не знаете что это за фильтры и зачем их накручивать на объектив — пока и не заморачивайтесь. Можете побеспокоиться о приобретении под Ваш объектив только UV (ультрафиолетового) фильтра. Его еще называют защитным. И не спроста — он защищает Ваш объектив от пыли, грязи, царапин и всего такого, и при этом почти никак не влияет на картинку. Фильтр хорошего качества — стоит порядка 20-50 у.е. Дешевые же — больше съедают светосилу объектива.

Кроме этого, объективы делятся на еще две категории, в зависимости от тога на каких камерах их можно использовать. Как Вам, наверное, уже известно, зеркальные камеры бывают двух типов — кропнутые (размер матрицы APS-C 25х16 мм) и полноформатные (FF — фуллфрейм размер матрицы как пленочный кадр — 24х36 мм). Так вот объективы делятся и по этим критериям. И при выборе объектива стоит думать о парочке вещей на будущее. Во первых — подойдет ли он к вашей камере, а во вторых — если Вы захотите перейти на другую камеру — то подойдет ли он и к ней? Казалось бы мелочь, но если вы захотите поснимать на пленочную камеру — то будете неприятно удивлены темными краями по углам кадра (виньетирование), в слчае если Ваш объектив рассчитан на работу с кропнутыми камерами. Точно то же Вы увидите и на старших полноформатных цифровых камерах. И в этой статье я рассматриваю только те объективы, которые разработаны для полноформатный камер (что никак не мешает им отлично и без каких-либо ограничений работать и на кропнутых камерах с матрицей формата APS-C).

Еще немного о зависимости ФР от фокусного расстояния. Запомните, если Вы покупаете объектив с ФР 50 мм для полноформатной камеры — то эквивалент ФР=50 мм, а если для кропнутой с матрицей APS-C — умножайте на 1.5 (кроп-фактор). То есть для Nikon D700 (полноформатная камера) такой объектив будет иметь эквивалент ФР 50 мм, а для Nikon D90 (кропнутая камера) — эквивалентное фокусное расстояние будет 75 мм.

Вернемся к делу. Качество фотографий очень зависит от качества объектива . А одним объективом на все случаи не запастись — при текущем развитии технологий качество у такого супер универсального объектива будет посредственное 🙂 Поэтому у большинства фотографов есть несколько объективов, так сказать — парк объективов.

В целом — есть два основных пути, к которым стремится фотограф при наборе этого парка:

1. Набор фиксов (которые перекрывают те же фокусные расстояния что и рассматриваемый набор зумов).

На самом деле мы рассматриваем два набора фиксов. Одни так же дороги как и зумы, а вторые — подешевле. Но даже те что подешевле — имеют лучшее оптическое качество и большую светосилу в сравнении с набором зумов, что позволяет использовать их в условиях худшего освещения. Кроме того — и это важно — фиксы имеют более красивый «рисунок» — нечто эфимерное, что сразу видно но так просто не описать 🙂

В набор №1 (для мажоров и эстетов — отобрал лучшие стекла, но не перегибая за узконаправленные) попадают: 14mm f/2.8D ED AF Nikkor (1700 $), 20mm f/2.8D AF Nikkor (700 $), AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED (2200 $), 35mm f/2D AF Nikkor (300 $), AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G (500 $), AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G (2200 $), 105mm f/2D AF DC-Nikkor (1000 $), 135mm f/2D AF DC-Nikkor (1500 $), 180mm f/2.8D ED-IF AF Nikkor (1000 $), итого 11 000$ О таком наборе втайне мечтают все 🙂

В набор №2 (для умеренно богатых любителей) попадают: 20mm f/2.8D AF Nikkor (700 $), 35mm f/2D AF Nikkor (300 $), 50mm f/1.4D AF Nikkor (400 $), AF Nikkor 85 мм f/1,8D (500 $), 105mm f/2D AF DC-Nikkor (1000 $) итого 2 900$

плюсы : качество и самих линз и корпуса обычно выше, так как в фиксах меньше вращающихся частей, и нет необходимости сохранять светосилу по всему полю зумиррования (как у зумов). Фиксы меньше подвержены засорению пылью, они почти всегда меньше и легче зумов. И что самое главное — оптическая система у фиксов лучше, а это значит что картинка у них тоже лучше.

минусы : вместо того чтоб крутить кольцо зума — придется работать ногами и головой. Это самый главный минус 🙂 Сами объективы приходится чаще менять друг на дружку — что требует и сноровки и времени. Снимать репортажку таким набором далеко не всегда удобно, хотя, со временем, привыкаешь.


2. Набор топовых зумов типа 14-24/2.8, 24-70/2.8, 70-200/2.8.

В набор входят: 14-24mm f/2.8G ED AF-S NIKKOR (1900 $), 24-70mm f/2.8G ED AF-S NIKKOR (1800 $), 70-200mm f/2.8G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor (2200 $). Итого 5900 $

плюсы : отличная мобильность, идеальная связка для работы в репортажном жанре или около него. Часто используется фотографами и для съемки всего остального. Использовать зум намного удобней — ведь для смены фокусного расстояния не нужно лезть в сумку и менять объектив. Достаточно просто покрутить кольцо. Если Вы снимаете больше репортаж а не постановку — то набор таких зумов будет предпочтительней.

минусы : 2.8 — не такое уж и маленькое значение диафрагмы. Пусть в современных камерах оно и компенсируется огромными рабочими ISO, но диафрагма в 1,8 или 2 в наших наборах фиксов — значительно больше могла бы отделять объект от фона, и значительно больше размывать этот самый фон, добавляя картинке уникальности. Кроме того — зумы оптически менее качественнее фиксов. Заметить на глаз эту разницу не так легко, в основном она выражается в геометрических искажениях , мыльности на определенных фокусных расстояниях и краях кадра, а так же худшей цветопередаче и меньшем (в сравнении с фиксами) микро контрастом . Кроме всего прочего — зумы дороже фиксов. Хотя набор зумов обойдется дешевле топового (№1) набора фиксов, но он обойдется в два раза дороже набора №2.

Выбирайте объективы в первую очередь исходя из того, что хотите снимать. Если финансы поджимают — можно обратить внимание на восточные объективы от сторонних фирм. Например Sigma, Tamron, Tokina и т.д. Только внимательно читайте форумы и проверяйте их качество при покупке, проводя ряд несложных тестов.

Вот такие пироги 🙂

Основной параметр объектива – его фокусное расстояние, измеряемое в миллиметрах. Неискушенные покупатели думают, что изменение фокуса объектива позволяет приближать или удалять объект, без перемещения фотографа в пространстве. Опытные же фотографы знают, что фокус - мощнейший инструмент влияния на композицию фотографии. Поэтому, при покупке фототехники, и те и другие, задаются вопросом, какой объектив лучше: зум , суперзум или фикс ?

Фиксированный фокус

В начале был «фикс ». Полное название: объектив с фиксированным (то есть единственным) фокусным расстоянием. Такая оптика проще в расчетах и изготовлении, что было важно на заре фотографии, но не сейчас. Однако, у фикса и по сей день есть гигантское преимущество перед зумом или суперзумом – светосила, то есть способность объектива пропускать через себя свет. Поэтому, многие опытные фотографы покупают себе светосильный фикс в качестве… второго объектива, в дополнение к менее светосильному зуму. Второе, непревзойденное зумами преимущество - качество изображения. Любой зум , сопоставимый по классу с фиксом , не будет давать столь подробное изображение. Эти свойства фиксов сохраняют их актуальность до сих пор, хотя, в последние десятилетия он изрядно уступил позиции. Почему?

Во-первых: чтобы иметь возможность полноценно влиять на композицию фотографии, надо купить несколько фиксов: минимум 3, а лучше 5. При съемке портрета, например, фотограф может использовать три объектива, при этом фокусные расстояния объектива будут неудобными при съемке большинства пейзажей. Всю эту оптику надо носить в большом, тяжёлом кофре и, о боже(!), менять во время фотосъемки: репортер, во время ее смены, рискует пропустить важный момент, портретист может не успеть зафиксировать особое эмоциональное состояние модели, а иногда это просто неудобно или лень.

Зум – объектив с множеством фокусных расстояний

Зум включает в себя фокусные расстояния сразу нескольких фиксов, что, безусловно, удобно. Правильно подобранный зум дает возможность фотографу провести всю съемку одним объективом, не отвлекаясь на их замену. Расплатой за это удобство будет некоторое снижение качества изображения (которого, всё же, вполне достаточно для подавляющего большинства фотосъемок, в том числе профессиональных) и падение светосилы объектива .

Светосила стоит денег, и особенно это заметно у зумов. Сравните: профессиональный объектив Canon 24-70mm, со стабилизатором и светосилой f/4 стоит около $800, а вдвое светосильный, то есть пропускающий вдвое больше света, объектив Canon 24-70mm f/2.8 стоит уже $1700, и он еще без стабилизатора! Объектив-фикс Canon 50mm, со светосилой f/1.4, в 8 раз светосильней чем зум с f/4, а стоит всего $330. Однако, удобство от использования одного зум-объектива вместо множества фиксов столь значительно, что большинство фотографов отдают предпочтение именно зумам, покупая, в дополнение, светосильный фикс для съемок в условиях недостаточного освещения.


Кратность зума и суперзум

Прежде чем говорить о суперзумах , надо поведать о кратности зума . Кратность зума, это деление большего значения фокуса зума на его меньшее значение. Например, у зума «Canon24-70» этот показатель будет: 70/24 = 2.9, у «Canon 24-105»: 105/24 = 4.4. Значит, возможности последнего зума по изменению фокусного расстояния больше, он более универсальный. Что же такое суперзум ? Это объектив с кратностью... выше 5 (эту цифру я придумал, основываясь на своей интуиции). Таким объективом, к примеру, обладает фотокамера Panasonic Lumix DMC-FZ72 . Кратность ее объектива 1200/20 = 60! Это не просто круто, это очень круто. Это невероятно круто! Но…

Я стал искать суперзумы для зеркальных фотокамер. Нашел у Canon два таких объектива: 18-200 и 28-300 mm (кратность 11). Это далеко не 60, как у Panasonic, и даже не 20, как у многих других компактных фотокамер (мыльниц). Почему профессиональные зумы не делают с большой кратностью? Разумеется, такой зум трудней в изготовлении. Но есть и вторая причина: чем выше кратность - тем ниже качество получаемого изображения. Производители профессиональной техники, не готовы жертвовать своей репутацией ради большей универсальности объектива и редко превышают кратность 3 для профессиональной оптики, а фотографы вынуждены покупать несколько зумов. Например, типичный комплект многих фотографов с зеркальными фотокамерами: 24-70 mmи 70-200 mm. Владельцам же компакт-камер невозможно поменять объектив, да и требование к качеству фотографии у их владельцев невысокое. Поэтому производители могут использовать суперзумы в таких камерах, чтобы дать фотографу больше творческой свободы.

Фикс, зум или суперзум?

Если вы снимаете «для себя», неспешно и/или требовательны к качеству изображения больше меня, то подумайте о том чтобы купить несколько фиксов. Для многих портретистов это объективы с фокусными расстояниями 50, 85 и 135 mm, для пейзажистов - 14, 24, 35 mm.

Если вы хотите иметь оптику для профессиональной деятельности, то обратите внимание на средние зумы, дающие удобство работы и хорошее качество фотографии. Мой выбор: 24-105 mm (95% фотографий) и 70-200 mm.

Если вы покупаете компактную фотокамеру для фотозарисовок о жизни вашей семьи, путешествиях, или вы хотите снимать издалека, то подумайте о суперзумах.