Диагностируем грузовики. Выбор сканера. Пошаговая инструкция по самостоятельной диагностике с помощью сканера и устранению неисправностей. Как это работает

Поговорим про автосканер, мотор-тестер и другое диагностическое оборудование для поиска неисправностей в автомобиле. Какие бывают и для чего применяются.

Автомобильный сканер

Автомобильный сканер - прибор, предназначенный для диагностики электронной «начинки». Особенность работы сканера, что он не имеет собственных датчиков, а подключается к ЭБУ и считывает информацию из системы. Поскольку современные автомобили буквально «нашпигованы» ЭБУ, порой найти и ликвидировать некоторые виды неисправностей без сканера невозможно.

С помощью автосканера можно получить паспортные данные ЭБУ, удалить накопленные ошибки, активировать оборудование, перепрограммировать блок, изменить параметры отображения текущей информации на приборной панели. И это далеко не полный перечень функций.

Некоторые сканеры имеют функцию считывания параметров, записанных ЭБУ одновременно с кодом ошибки, что позволяет диагносту не только узнать о неисправности, но и выявить причины ее возникновения. Также, многие приборы способны снимать текущие параметры не только со штатных датчиков, но и с помощью дополнительного функционала, например, осциллографа и мультиметра.

Исполнение автомобильного сканера

Автомобильные сканеры бывают в виде автономного (самостоятельного) прибора, так и в комплекса ПК, состоящего из программного обеспечения и набора адаптеров. Автономный прибор мобилен, программный комплекс предполагает удобный интерфейс на базе знакомой операционной системы.

Существует несколько типов сканеров:

  • дилерские сканеры - имеют возможность работать с конкретной маркой автомобиля или с несколькими «родственными». В них реализован широкий набор функций и предусмотрена так называемая ведомая диагностика. Это означает, что сканер способен не только выдавать код ошибки и место ее появления. Он ведет диагноста по определенному алгоритму, выдавая возможные причины ошибки и варианты решения проблемы.
  • мультимарочные сканеры - работают с целым «автопарком», что является основным их преимуществом. Производители автомобилей используют различные протоколы обмена информацией и разную конфигурацию диагностических разъемов. Особенность мультимарочников в том, что они поддерживают сразу несколько протоколов и снабжаются набором кабелей-адаптеров.
  • универсальные сканеры - самые распространенные среди большинства автолюбителей. Они представляют собой разъем для подключения к диагностической колодке в автомобиле и приложение на телефон. С помощью данного сканера и телефона можно легко проверять или сбрасывать ошибки двигателя, а также выполнять другие сервисные функции машины. На серьезной функционал такой авто сканер не рассчитан.
Функционал сканеров по каждой марке ограничен. Например, мультимарочники практически «не умеют» перепрограммировать ЭБУ и не приспособлены к адаптации исполнительных механизмов. Они не имеют опций ведомой диагностики, то есть просто выдают код ошибки и место ее возникновения. Чтобы устранить проблему техникам необходимо воспользоваться специальными справочниками, расшифровывающими код, а затем самостоятельно найти выход.

Мотор-тестеры и осциллографы

Осциллограф - прибор, позволяющий в графическом или числовом виде получать информацию о работе той или иной системы и делать выводы о ее исправности путем сравнения полученных данных со стандартными. Современные осциллографы оснащаются рядом дополнительных датчиков, позволяющих прибору частично выполнять функции мотор-тестера.

Мотор-тестер - совмещает функции автомобильного осциллографа и устройства, тестирующего работу электрооборудования двигателя. В отличие от сканера мотор-тестер получает информацию со своих датчиков, а не из ЭБУ.

В режиме осциллографа мотор-тестер выдает информацию об адекватной работе датчиков ЭБУ, параметрах управляющих сигналов от ЭБУ к исполнительным устройствам систем. Проверяет параметры цепей системы зажигания и т.п. В режиме тестера диагностирует правильность работы различных составляющих систем двигателя. Например, изменение давления в цилиндре двигателя, падение оборотов при отключении цилиндра, разрежение во впускном коллекторе, тестирование по пусковому току и т.д.

В дополнительные опции входят функция тестирования неэлектрических параметров, например, измерение температуры жидкостей, давления масла и топлива. Функция осуществляется с помощью специальных датчиков, преобразующих неэлектрические параметры в электрические сигналы.

Тестирование отдельных систем

Корректоры одометров. Основная функция прибора - изменение показаний спидометров. Помимо изменения имеющихся данных прибор может использоваться в качестве программатора. Например, при смене покрышек меньшего размера на больший для устранения погрешности спидометра требуется внести изменения в ЭБУ.

Многие корректоры оснащены комплексом дополнительных функций и могут быть использованы как тестеры и программаторы других систем автомобиля. Например, тестирование ЭБУ подушек безопасности, определение кода доступа противоугонных систем и т.п.

Диагностическое оборудование для иммобилайзеров. призваны предотвратить угон автомобиля, но и они не гарантированы от сбоев в их работе, потери владельцами ключей, ошибок в действии брелоков и т.п. Для считывания информации, удаления ошибок и перепрограммировании и предназначен этот тип устройств.

Корректоры одометров, программаторы и оборудование для работы с иммобилайзерами выпускаются как для тестирования конкретных марок и семейств автомобилей, так универсальные - способные работать с любой машиной.

На все современные автомобили устанавливают электронные блоки управления. Они способны следить за всем состоянием автомобильных узлов. Таким образом можно вовремя получать всю информацию о неполадках и отклонениях машины. Сканер для диагностики автомобиля прост в эксплуатации даже для водителя-новичка.

Сканер для диагностики автомобиля

Стоимость сканера зависит от его характеристик. Не следует брать первое попавшееся устройство. Для начала определитесь, какие именно задачи должен выполнять ваш сканер.

Один из лучших вариантов для проведения диагностики транспортного средства - это сканер, рекомендованный производителем автомобиля. Программное обеспечение на таких сканерах изначально заточено именно под марку вашего авто.

Сканеры от производителей имеют очень высокую цену. Чаще всего их приобретают официальные дилеры или сервисные центры. Низкую стоимость имеют аналоги таких сканеров для диагностики. Если вы занимаетесь ремонтными работами автомобилей, для точной диагностики необходим целый комплекс.

Сканер представляет собой маленький компьютер с монитором. Покупать отдельно программное обеспечение не требуется, оно уже установлено. С помощью сканера можно производить диагностику и фиксировать ошибки. Универсальные комплекты включают в себя несколько кабелей, которые подходят для автомобилей различных производителей.

Достоинство сканера:

  • не требуется компьютер на рабочем месте;
  • очень просто в использовании;
  • имеет понятный интерфейс;
  • программное обеспечение собственного производства;
  • крепкий корпус устройства;
  • наличие нескольких кабелей для подключения к автомобилю.

Недостаток:

  • Высокая стоимость. Покупать такое устройство стоит лишь в том случае, если ремонт автомобилей — ваш постоянный источник дохода.

Obd2 сканер

Если под капотом есть таблички с указанием «OBDII Compliant» или «OBDII Certified», это означает что автомобиль сочетается с адаптером OBDII. Все современные бензиновые транспортные средства оснащены подобной системой. Когда водителю необходимо приобрести сканер для постоянной диагностики собственного автомобиля, проще выбрать обычный адаптер, который присоединяется к OBDII. Данные с него будут сбрасываться на компьютер и распознаваться через программу.


Однако перед покупкой уточните о совместимости с вашим авто. Учитывайте, что сейчас в магазинах очень много низкокачественных устройств, которые лишены многих базовых функций. С помощью подделок пользователь может только считывать ошибки, посмотреть сведения о транспортном средстве.

Плюсы диагностических адаптеров:

  • цена;
  • габариты;
  • можно использовать удобные программы.

Для этих сканеров необходимо покупать специализированное программные приложения. Цены таких приложений невысокие, но придется платить за годовое использование.

Отдельного внимания заслуживает беспроводной адаптер. С ним легко разобраться каждому пользователю. Цена чуть выше обычного. Для передачи данных используется Wi-Fi или Bluetooth, на выбор владельца. Сканер, который передает данные через Bluetooth, наиболее популярен. Им пользуются как профессионалы, так и новички в сфере диагностики автомобилей.

Elm327


Очень большой популярностью на сегодняшний день пользуется диагностический адаптер Elm327. Особенно он стал популярным в России. Устройство взаимодействует с блоками управления всех автомобилей российского производства. Этот диагностический адаптер подключается ко многим зарубежным автомобилям с помощью специальных переходников. Сканер стоит примерно около 800 рублей. Цены на него колеблются в зависимости от наличия переходников и от конструктивных особенностей.

Модификаций данного прибора три:

  • проводной адаптер, который сделан по стандарту;
  • малогабаритная версия адаптера;
  • беспроводной адаптер, который связывается через wi-fi или Bluetooth.

По функциям все виды приборы одинаковы, но у последнего есть весомое преимущество — он может связываться напрямую с компьютерами и мобильными устройствами. Также есть возможность передачи данных на планшетный компьютер.

Комплект устройства имеет диск с драйверами. Программное обеспечение приобретается отдельно. Отличный вариант - компьютерная программа Scan Master. Для мобильного устройства устанавливается Torque Pro.

Сканер Elm327 компактен и не занимает много свободного пространства. Не вызывает помехи во время работы транспортного средства. Этот диагностический сканер подключается ко многим блокам управления. Elm327 может похвастаться высокой точностью распознавания ошибок в реестре ЭБУ. Качество расшифровки ошибок блока управления зависит от используемой программы.

Информация с блока управления передается мгновенно. Этот сканер имеет недостатки:

  • несовместимость со многими марками популярных автопроизводителей;
  • нельзя сканировать новую зарубежную технику из-за устаревших протоколов передачи информации.

На рынке очень много китайских подделок под Elm327, что подпортило модели репутацию. Подделки имеют ограниченный функционал, не совпадающий с оригиналом и предоставляющий пользователю только базовые сведения.

Мультимарочный сканер для диагностики авто


Универсальные сканеры для диагностики автомобилей подойдут к большому ряду машин. Благодаря сканеру, пользователь получает возможность распоряжаться электронными блоками автомобиля. Универсальные сканеры способны считывать и выдавать коды неполадок, совершать перекодировку электронного блока управления, следить за параметрами работы всех систем автомобиля. Ценовой диапазон мултимарочных сканеров огромен.

К популярным моделям можно отнести:

  • maxiScan MS509;
  • launch CReader VI;
  • autel MaxiSYS PRO;
  • launch X431 PRO.

Чтобы использовать сканер для проведения ремонтных работ, необходима оперативность считывания и расшифровки данных. Хорошим примером такого сканера может послужить модель - Launch X431.

Launch X431 — представляет собой мультимарочный сканер, который сделан в виде необычного планшетного компьютера. Он имеет особые характеристики:

  • рабочий аккумулятор с емкостью 10000 мАч, достаточной для работы на целый день;
  • программное обеспечение подходит ко всем известным протоколам передачи информации;
  • наличие USB порта для использования различных переходников.

Стандартная версия этого устройства стоит около 65000 рублей. В комплекте есть диагностические кабели, переходники со всеми возможными разъемами. С помощью мультимарочного сканера можно мгновенно получать данные и обрабатывать их. Устройство позволяет делать расширенную диагностику всех узлов автомобиля.

В планшете этого устройства стоит встроенный адаптер, который совмещается с wi-fi или bluetooth. Планшет способен подключаться к интернету для обновления программного обеспечения, поиска информации о кодах ошибок.

К сканеру можно подключить дополнительные устройства. На некоторых станциях технического обслуживания покупают специальные приборы для теста аккумулятора, . Приборы связываются со сканером через wi-fi или bluetooth.

Какой сканер выбрать


Если на вашем рабочем месте есть компьютер или ноутбук, вы можете купить любой адаптер с разъемом OBDII или USB. Останется приобрести только .

Для фиксации и сбрасывания ошибки на блоке управления достаточно приобрести простой сканер с ограниченными возможностями. Такие устройства стоят недорого. В магазинах встречаются простые модели профессионального уровня, позволяющие проводить расширенную диагностику.

Если вы профессионально занимаетесь автомобилей, лучший вариант - диагностический комплекс.

Сканер (сканирующий прибор) – это компьютерный тестер, служащий для диагностирования различных электронных систем управления посредством считывания цифровой информации с диагностического разъема автомобиля. Обычно сканер подключается к компьютеру через последовательный порт для передачи данных.

Для небольших СТО могут использоваться портативные сканеры с индивидуальным встроенным дисплеем для просмотра проверяемых данных или осциллограмм.

Рис. Портативный сканер

Принципиальным отличием сканера от мотортестера является то, что сканер сам ничего не измеряет (датчиков в своем составе не имеет), а только считывает результаты измерений и их анализа, выполненного системой управления каким-либо агрегатом автомобиля; мотортестер - прибор для измерения и отображения аналоговых параметров в различных электрических цепях автомобиля, для чего используются внешние, подключаемые к цепям датчики, а также для выполнения тестов механических систем двигателя. Причем, сканер получает информацию не в аналоговой форме, а на языке электронного устройства в виде цифрового кода. Поскольку сканер не измерительный прибор, а всего лишь дешифратор, его способности ограничены возможностями программы, заложенной в электронный блок управления.

Полнота диагностической информации, получаемой при помощи сканера, в первую очередь, зависит от разработчика системы управления и только во вторую - от производителя сканера. Сканеры различаются своими функциональными возможностями и спектром тестируемых автомобилей.

Сканер проверяет входные и выходные параметры электрических цепей и информирует оператора об их величине. Таким образом, он всего лишь фиксирует наличие или отсутствие неисправностей в каком-либо узле, но не позволяет определять их причины, которых может быть много для одних и тех же значений контролируемых параметров.

С программной точки зрения особенности тестируемого автомобиля в сканере учитываются при помощи дооснащения базового устройства соответствующим программным продуктом, отражающим специфику управляющей электроники автомобиля данной марки. Дополнительная программа может поставляться в виде перепрограммируемой карты внешней памяти (PCMCIA-карта), которые вставляются в сканер, что позволяет обновлять версии программы при помощи персонального компьютера, в том числе через Интернет. Обновление программного обеспечения актуально потому, что ни один производитель сканеров не выпускает на рынок программный продукт «на все времена», так как это просто невозможно. Универсальность сканера определяется глубиной охвата, тем, насколько полон список электронных систем, которые сканер может тестировать на автомобиле данной марки.

Специфика автомобилей разных производителей заключается не только в использовании разных протоколов обмена, но и диагностических разъемов различной конфигурации. Чтобы учесть эту особенность, универсальные сканеры снабжаются комплектом кабелей-адаптеров для подключения к системе бортовой диагностики. Стремясь придать сканерам большую универсальность, отдельные разработчики снабжают свои сканер дополнительными функциями. Так, некоторые модели приборов имеют встроенный мультиметр, двух или четырех канальный осциллограф, блок проверки шин CAN и др.

Основными возможностями сканеров являются следующие:

  1. диагностирование блоков управления:
    • вывод из памяти данных о неисправностях
    • отображение фактических значений измеряемых параметров
    • управление исполнительными механизмами
    • обеспечение вывода графической информации с фактическими значениями во время тестирования (кривые зависимости от времени)
    • использование других специальных возможностей блока управления таких, как, например, сброс интервала обслуживания
    • отображение расположения мест установки и распределения контактов диагностических разъемов
  2. Использование программного обеспечения:
    • проверка компонентов, схемы электрических соединений, положения установки компонентов
    • нормативные данные по проверяемым параметрам
    • инструкции по сборке/установке, информация по техническому обслуживанию
    • поиск и заказ неисправного оборудования
  3. Использование мультиметра:
    • проведение измерений напряжения
    • проведение измерений сопротивления
    • проведение измерений силы тока
  4. Использование осциллографа для регистрации значений, полученных при тестировании

Наиболее функционально совершенным дилерским сканерам часто присуща и такая функция, как репрограмминг (чип тюнинг). Она заключается в способности сканера вносить изменения или дополнения в программу блока управления системой автомобиля. Репрограмминг может пригодиться, если, программное обеспечение системы управления содержит ошибки, выявленные при эксплуатации, когда производитель автомобилей выпускает очередную, усовершенствованную модель, при установке нового ЭБУ, сброса адаптации ЭБУ после ремонта и т.д.

В странах Западной Европы существует правило, согласно которому все автомобили, подвергшиеся послепродажному вмешательству в электронный блок управления двигателем, обязаны регистрировать изменения по специальному стандарту или у сертифицированных специалистов. Те автомобили, чьи владельцы будут исправлять внесенные изменения вместо регистрации, запрещаются к использованию. Дело в том, что на предприятии-изготовителе в электронный блок управления двигателем каждого автомобиля устанавливают определенные параметры, такие как электронная «отсечка» частоты вращения коленчатого вала и уровень токсичных веществ в отработавших газах, что зачастую существенно ограничивает реальные возможности двигателя. После несанкционированного изменения параметров системы электронного блока управления, автомобиль может не соответствовать экологическим стандартам.

У некоторых моделей и марок, наряду со стандартным набором средств и методов OBD-II, по-прежнему используются специализированные протоколы, посредством которых можно получить гораздо больше данных о состоянии двигателя, коробки передач и других систем, управляемых автомобильными контроллерами. Обычно такие внутренние стандарты производителей позволяют работать только с дилерскими приборами. Эти сканеры используются для диагностирования автомобилей только одной марки. Применение таких сканеров вследствие их узкой специализации ограничивается отдельными предприятиями автосервиса, обслуживающими автомобили конкретных моделей.

Режимы работы сканеров

Основным режимом сканера является режим «Параметры» , который позволяет оценить работу двигателя как при неподвижном состоянии, так и при движении автомобиля: напряжение в бортовой сети, детонацию, частоту вращения коленчатого вала, состав смеси, скорость движения и т.д. Для просмотра изменения параметров работы двигателя в динамике предусмотрен режим «Сбор данных» . Современные сканеры для наблюдения за работой системы впрыска и других систем автомобиля в динамике могут выдавать графическое изображение сигналов на экране, т.е. позволяют наблюдать их визуально.

В режиме «Ошибки» на экране высвечиваются цифровые коды той или иной неисправности, хранящиеся в памяти блока управления на автомобиле.

Информация о любой ошибке сохраняется в памяти и может быть извлечена оттуда с помощью сканера. При получении сигнала об ошибке диагностическая система обязана ответить унифицировано:

  • классифицировать неисправность по номеру (коду ошибки)
  • предпринять корректирующие действия, предусмотренные управляющей программой на этот случай

В OBD-II, как указывалось выше, перечень диагностируемых устройств расширен, а количество диагностических кодов увеличено. Для указания на ошибку здесь используются унифицированные, так называемые длинные пятизначные коды DTC (Diagnostic Trouble Code), в отличие от коротких (обычно двузначных) кодов OBD-I. Коды DTC в соответствии со спецификацией J2012 представляют собой комбинацию из одной буквы и четырех цифр.

Каждый символ в DTC-коде системы диагностики OBD-II имеет свое назначение. Буквенный символ принято называть альфа-указателем DTC - он указывает, в какой части автомобиля обнаружена неисправность. Выбор символа (P, B, C или U) определяется диагностируемым блоком управления. При получении ответа от двух блоков используется буква для блока с более высоким приоритетом.

В первой позиции могут находиться лишь четыре буквы:

  • P - двигатель и трансмиссия
  • B - кузов и салон (подушки безопасности, ремни, система отопления и кондиционирования, приборная панель, иммобилайзер и т.д.)
  • С - шасси (ABS, TCS, ESP и т.д.)
  • U - сетевые коммуникации

Второй символ - наиболее противоречивый. Он показывает, кто определил код ошибки - производитель или отраслевые стандарты. Например, базовый, открытый код неисправности начинается с P0 - список этих кодов стандартен и определен Ассоциацией автомобильных инженеров (SAE). Код неисправности, начинающийся с P1, определяется производителем автомобиля (для расшифровки требуется база параметров производителя). Большинство универсальных сканеров и программ для компьютера не могут распознавать описание или текст кодов P1. Дело в том, что Ассоциация SAE определила только исходный перечень кодов базовых диагностических ошибок (Generic Codes). Однако производители стали заявлять о том, что у них уже есть собственные системы, непохожие одна на другую. Система кодов для автомобилей Mercedes, например, отличается от системы для автомобилей марки Honda, и они не могут пользоваться чужими кодами. Поэтому ассоциация SAE разделила все коды на стандартные (P0) и коды производителей (P1).

Третий символ обозначает систему, где обнаружена неисправность. Об этом символе знают меньше, но он относится к наиболее полезным: по нему мы сразу понимаем, какая система неисправна, даже не читая текст ошибки. Эта цифра помогает быстро идентифицировать область, где возникла проблема, не зная точного описания кода ошибки:

  1. – топливно-воздушная система (Fuel and Air Metering)
  2. – топливная система (например, форсунки)
  3. – система зажигания (Ignition Systemor Misfire)
  4. -вспомогательная система ограничения выбросов (Auxiliary Emission Control): клапан рециркуляции выхлопных газов EGR, система впуска воздуха в выпускной коллектор двигателя AIR (Air Injection Reaction System), каталитический конвертер или система вентиляции топливного бака EVAP (Evaporative Emission System)
  5. – система управления скоростным режимом или холостым ходом, а также соответствующие вспомогательные системы (Vehicle Speed, Idle Control and Auxiliary Inputs)
  6. – бортовая компьютерная система - модуль управления двигателем или CAN (Computer and Auxiliary Outputs);
  7. – трансмиссия или ведущий мост (Transmission)
  8. дополнительные коды трансмиссии (Transmission)

Четвертый и пятый символы нужно рассматривать совместно - это конкретные коды ошибок, которые обычно соответствуют старым кодам ошибок OBD-I (они, как правило, состояли из двух цифр). В системе OBD-II тоже берутся две эти цифры, но вставляются они в конец кода ошибки - так их легче запомнить по аналогии с OBD-I.

Возможности сканеров конкретного автомобиля определяются диагностическими функциями блока управления данного автомобиля, однако, как правило, все сканеры считывают и стирают коды неисправностей, выводят цифровые параметры в реальном масштабе времени, могут имитировать работу датчиков и исполнительных механизмов. Сканер подключается через специальный разъем на автомобиле к конкретному блоку управления или электронной системе в целом.

Одной из функций, реализуемых сканерами, является проверка сигнала датчика на рациональность, т.е. на соответствие требуемым (штатным) сигналам. Датчик может быть неисправен и посылать в блок управления неверную информацию. Если проверка сигнала датчика на рациональность в программе блока управления не предусмотрена, то в них управляющие алгоритмы реализуются с использованием неверной информации датчика. При этом будут неправильно рассчитаны важные выходные параметры, например угол опережения зажигания и длительность импульса открытия форсунок, что приведет к ухудшению ездовых характеристик автомобиля, двигатель может глохнуть после запуска и т.д. Однако пока в количественном выражении неверный сигнал с датчика будет в пределах нормы, никакие коды ошибок в память электронного блока не запишутся и неисправность никак не обозначится. Для обнаружения неисправности реализуется функция отключения «подозрительного» датчика. Тогда электронный блок запишет в память код ошибки и изменит сигнал с датчика на расчетное (резервное) значение. Например, при отключении датчика массового расхода воздуха его сигнал заменяется резервным сигналом, рассчитанным по положению дроссельной заслонки и частоте вращения коленчатого вала двигателя. Если после отключения «подозрительного» датчика работа двигателя улучшится, это означает, что датчик неисправен.

В современных блоках управления по мере совершенствования программного обеспечения появляется возможность выявлять подобные неисправности. Это так называемая проверка на рациональность и правильное функционирование, которая реализуется в бортовых диагностических системах второго поколения (OBD II). Она заключается в том, что текущие значения сигналов со всех датчиков постоянно проверяются на взаимооднозначное соответствие штатным сигналам для данного режима работы двигателя. Штатные значения сигналов хранятся в постоянной памяти микропроцессора электронного блока.

После ремонта все коды следует удалить из памяти блока управления, иначе блок будет ошибочно учитывать их при последующем управлении системами автомобиля. Применяют три метода удаления (стирания) кодов неисправностей:

  1. Стирание кодов по команде со сканера, подключенного к диагностическому разъему. На некоторых автомобилях ранних моделей такая процедура невозможна, поскольку она не поддерживается блоком управления. Этот метод является наиболее предпочтительным и рекомендуемым производителями.
  2. Если нет сканера или электронный блок не поддерживает стирание кодов сканером, следует отключить питание блока путем извлечения соответствующего предохранителя. Вместе с кодами ошибок из памяти блока сотрется и информация для адаптивного управления.
  3. Отключение от «массы» шины аккумуляторной батареи. Следует иметь в виду, что в этом случае вместе с кодами стирается и прочая информация (установка времени на электронных часах, коды радиоприемника и т.д.).

Возможности диагностирования электронных систем управления с помощью сканеров постоянно расширяются. Механик, ремонтирующий автомобиль, при наличии какой-либо неисправности, прежде чем найти её, должен преодолеть многие сложные технические задачи, которые требуют длительных проверок и испытаний. Часто случается так, что данная неисправность выявляется не первый раз, возможно, что в одних и тех же моделях автомобиля присутствуют одинаковые проблемы. Таким образом, используя опыт предыдущих технологий определения неисправностей можно определить неисправность и устранить ее, основываясь на практике предыдущих работ. Для этого производителями сканеров используется база данных с использованием опыта предыдущих диагностик.

В программном обеспечения сканеров могут храниться технические данные или электрические схемы систем управления автомобилем с месторасположением различных элементов системы, причем в едином стандарте в отличие от разнообразия схем предприятий – изготовителей. Нажав курсором на элемент схемы можно получить название датчика и описание его работы. Кроме этого имеется возможность просмотра эталонных осциллограмм работы определенного датчика. В памяти сканера могут храниться и данные по механическим деталям конструкции, например, размеры подшипников, болтов, гаек, моменты затяжки и др. для определенного агрегата.

Сканеры позволяют создавать упорядоченный и защищённый архив всех проведённых проверок на автомобиле. Запоминая номер автомобиля, при его наборе, автоматически высвечивается сам автомобиль, а также все процедуры, которые были проделаны, результаты отдельных проверок.

Современным сканерам присущ блок самодиагностики, который, кроме чтения неисправностей и функциональных параметров всех электронных систем, позволяет также осуществлять регулировки, активации, сброс сигналов на борту автомобиля, перепрограммирование ключей и конфигурации. Конфигурация необходима при замене неисправной детали. Новые блоки управления, например, airbag можно купить, как запасные части. Они могут быть установлены на различные модели одной и той же марки автомобиля. Однако чтобы адаптировать их на данный автомобиль, необходимо произвести их конфигурацию.

В целях удобства работы со сканером их изготовители предусматривают беспроводную радиосвязь сканера с компьютером, что особенно важно при диагностировании крупногабаритных транспортных средств – грузовых автомобилей и автобусов. Для упрощения операций диагностирования может предлагаться специальный мобильный телефона с наушниками и с микрофоном, которые подсоединены к системе связи с оператором производителя сканера. Оператор может войти в связь на расстоянии со сканером на СТО, оказывая необходимую поддержку для решения устранения неисправности. Кроме этого может использоваться и телевизионная связь, что позволяет оператору производителя сканера наблюдать за показаниями сканера на расстоянии и дать рекомендации по устранению неисправности работнику СТО.

Для более точного определения входных и выходных сигналов электронного блока управления более простыми сканерами может применяться разветвитель сигналов. Он представляет собой комплект кабелей и разъемов, подключаемых между электронным блоком управления и жгутом проводов для доступа к входным и выходным сигналам. В состав разветвителя входит коммутационная панель для подключения осциллографа к любой цепи жгута.

Рис. Разветвитель сигналов РС-2 (Россия)

Работа отдельных датчиков может быть продублирована специальным имитатором типа ИД-4 (Россия).

Сегмент диагностики коммерческой техники развивается в России довольно медленно. Мы неоднократно писали о том, что среди обычных автосервисов, работающих с легковым парком, до сих пор очень мало предприятий, которые обладают необходимым диагностическим оборудованием и профессиональными кадрами. В сегменте грузовых автомобилей и коммерческой техники эта проблема стоит намного острее. Но есть шанс, что в скором времени ситуация начнет меняться. Парк старых грузовиков и автобусов в последние годы быстро сокращается. Им на смену идут импортные и отечественные автомобили и автобусы, оборудованные современными электронными системами. Спрос на качественную независимую диагностику коммерческого транспорта уже сформирован. Сейчас идет формирование рынка данных услуг. Это процесс не быстрый, и у компаний, которые работают с данной клиентурой, есть отличная возможность зайти в этот сегмент.

В настоящее время конкуренция в сегменте диагностики коммерческого транспорта очень невысока. Это открывает отличные возможности не только для работающих грузовых автосервисов, но и для начинающих предпринимателей, в том числе и для опытных диагностов, которые давно задумываются о том, чтобы перейти на вольные хлеба. Если вы считаете, что у вас есть предпринимательская жилка, то сейчас самое время это проверить. Что же касается независимых СТО, которые занимаются ремонтом грузовиков, то им и вовсе нельзя пренебрегать развитием данного направления. В дальнейшем качественный ремонт любого грузовика, автобуса, прицепа будет целиком и полностью зависеть от правильно выполненной диагностики. Если вы хотите сохранить место на рынке, то надо уже сегодня позаботиться о создании диагностического поста.

Главный вопрос, который вам предстоит решать при создании поста диагностики для грузового автомобиля, — это правильный выбор оборудования. Сканеры для диагностики грузовых автомобилей стоят дороже, чем для легковых автомобилей. Ошибка в выборе прибора может обойтись вам очень дорого. Кроме того, помимо мультисистемного сканера вам понадобится фирменное диагностическое устройство таких производителей электронных систем для коммерческой техники, как Wabco, Knorr-Bremse.

Для узких специалистов

Начнем со сканеров. В настоящее время на рынке автосервисного оборудования представлены несколько типов диагностических сканеров. В топовом сегменте располагаются дилерские приборы диагностики, к примеру, MAN CATS II» - для диагностики грузовиков «MAN», MB Star Diagnosis - для диагностики «MERCEDES», Volvo Vcads - для работы с грузовиками Volvo, и так далее. С помощью каждого можно диагностировать грузовики одной марки. Поскольку мы ведем речь об оборудовании для независимого автосервиса, то покупка такого прибора вряд ли будет полезной. Дело в том, что парк грузовых автомобилей несоизмеримо меньше парка легковых машин. Специализация независимого грузового сервиса на одной из марок автомобилей приведет к серьезному сокращению и без того не очень широкой клиентской базы. Даже если вы выберете в качестве специализации грузовики «КАМАЗ», обеспечить независимую СТО постоянным потоком клиентов будет непросто, поскольку в головах большинства владельцев этой техники сидит уверенность, что КАМАЗ, как и «Жигули», в нашей стране соберет и разберет любой водитель так же быстро, как автомат Калашникова.

Если же говорить об импортных грузовиках, то специализация на одной или двух марках имеет смысл только в одном случае: если ваша компания является собственником парка таких машин, состоящим хотя бы из 20-30 единиц. Вот в этой ситуации у вас действительно есть отличная возможность не только наладить недорогое и качественное обслуживание своего автопарка, но и оттянуть на себя некоторую часть клиентов дилерского технического центра - особенно если он расположен за несколько сотен километров от вас. За Уралом это случается не так уж и редко.



Так или иначе, если вы решили специализироваться на одной или двух марках грузовиков, вам следует позаботиться о покупке настоящего дилерского сканера. Дело в том, что сегодня на рынке наряду с оригинальными диагностическими комплектами продаются китайские «клоны». Стоимость таких, условно говоря, копий, иногда на 50% ниже, чем стоимость оригинального сканера. Однако качество клона может очень сильно отличаться от оригинала. Самое опасное при покупке сканера-клона заключается в том, что вы покупаете кота в мешке. Проверить, насколько полон его функционал, вы можете только в реальных условиях, когда выполните диагностику нескольких автомобилей. Довольно часто на форумах диагностов встречаются жалобы на то, что клон оригинального сканера «видит» только двигатель автомобиля. При этом другой владелец такого же сканера уверяет, что его прибор позволяет диагностировать все электронные системы. Отсюда вывод: производством клонов в Китае занимаются разные компании, и отношение к своей работе у них тоже разное. Кто-то «воспроизводит» программное обеспечение оригинального сканера более тщательно и добросовестно, а другие - только то, что легче всего. Ну, и второй немаловажный момент - обновление программного обеспечения «клонов».

«Для диагностических сканеров-клонов для грузовиков характерны те же самые проблемы, что и для подобных сканеров легкового сегмента, - отмечает руководитель отдела продаж компании «Техноэкспорт» Павел Распопин, - В лучшем случае обновления ПО будут поступать со значительной задержкой. В худшем случае обновить базу не получится вовсе. Впрочем, для автосервисов, которые не претендуют на реальную конкуренцию с официальными техническими центрами, эта проблема не самая большая, поскольку к ним на обслуживание поступают автомобили с уже истекшим гарантийным сроком. Намного сильнее снижает функциональность диагностического прибора ограничение функциональности, к примеру, невозможность изменения параметров электронных систем».


Для универсалов

Впрочем, подавляющее большинство независимых автоцентров начинают работать с мультимарочными сканерами, которые не ограничиваются работой с одной маркой грузовиков. В данный момент на рынке представлено несколько диагностических приборов такого типа. Наибольшее распространение получили сканеры Bosch, Texa, Launch, G-scan. Несмотря на довольно острую конкуренцию в данном сегменте, данные приборы отлично сосуществуют, иногда даже в рамках одного автосервиса.


Сканеры для европейских грузовиков

У каждого из сканеров есть свои технические особенности и возможности, которые выделяют его и создают ему уникальные конкурентные преимущества. К примеру, сканер Bosch KTS Truck - отличный мультисистемный прибор для работы с европейскими грузовиками. Он поддерживает обмен данными по наиболее популярным протоколам, которые используются в европейских грузовиках и полуприцепах (OBD, CAN-H, CAN-L, ISO 9141-2 K/L линии. SAE-J1850 VPW, SAE-J1850 PWM (линии BUS+ и BUS-), SAE-J1708, SCI Haldex. Кроме того, в дополнение к основному комплекту можно заказать адаптеры для подключения к любому грузовику европейского производства, в том числе и для подключения к системам ABS и ECS. Однако возможности сканера в области диагностики автомобилей азиатского и североамериканского рынка заметно уступают характеристикам некоторых конкурентов.


Основным конкурентом для данного сканера является шведский AUTOCOM CDP Pro. Этот сканер имеет довольно широкое покрытие, которое включает в себя не только европейские автомобили, но и многие корейские, японские марки. Сканер «читает» не только блок управления двигателем, но и подавляющее большинство периферийных блоков (пневмоподвеска, климат-контроль, ABS, Airbag, трансмиссия, иммобилайзеры, блоки предпусковых подогревателей).


Сканеры для американских тягачей

Для американских тягачей лучше всего подойдет мультисистемный сканер TEXA AXONE либо диагностический прибор Logic от компании MAGNETI MARELLI. В списке поддерживаемых марок техники этих сканеров вы найдете все основные бренды американских грузовиков и полуприцепов. Основные протоколы для связи: ISO9141, ISO14230, J1850PWM, J1850VPW, ISO15765, RS485, CAN C, J2411 Euro 4/5. Впрочем, большинство профессионалов, которые занимаются ремонтом американских грузовиков, отмечают, что наиболее полное ПО и возможности подключения к североамериканской коммерческой технике предлагает диагностическое устройство Nexiq USB Link. Данный сканер отлично работает с оргинальным программным обеспечением Cummins Insite, Caterpillar ET, Detroit Diesel Diagnostic Link и в умелых руках он сможет выполнить максимально полный комплекс диагностических работ на североамериканской коммерческой технике. Данный сканер поддерживает программное обеспечение не только основных американских производителей грузовой техники — International, Kenworth, Freightliner, CAT, Cummins Detroit Diesel — но и ПО производителей электронных систем управления пневматическими системами, системами ABS, трансмиссией: Allison DOC, Eaton ServiceRangerб Bendix Acom, WABCO Toolbox. Причем работает он не только в качестве считывающего устройства. С его помощью вы сможете выводить данные с датчиков в реальном времени, изменять параметры и выполнять сервисные операции.

В то же время, в отличие от приборов Texa Axone и MAGNETI MARELLI, данный сканер будет практически бесполезен для работы с европейским и азиатским парком. В его арсенале есть лишь несколько не американских брендов (Hino, Mitsubishi, Volvo), но их покрытие ограничивается модельным рядом, который представлен на североамериканском рынке.


Сканеры для азиатской коммерческой техники

Для работы с парком азиатских грузовиков на российском рынке автосервисного оборудования представлен довольно широкий ассортимент сканеров. Есть из чего выбирать. Наиболее универсальными на данный момент являются сканеры Launch GDS и G-Scan со специальным набором адаптеров и программным обеспечением для работы с грузовыми автомобилями. Хорошим подспорьем для работы с японскими грузовиками может стать уже упоминавшийся выше AUTOCOM CDP Pro. Но если к вам на ремонт заезжают китайские и корейские грузовики, то этого сканера будет вам недостаточно.




«Наиболее удачным решением для диагностики китайских грузовиков, как малотоннажных, так и тяжелых, будет сканер Launch GDS. - отмечает технический директор компании «Импакт Сибирь» (Новосибирск) Есен Тюлеубеков. - Это, можно сказать, «родной» для китайцев диагностический прибор. Мы изучали дилерские сканеры китайских производителей спецтехники и грузовиков. По интерфейсу и по программному обеспечению они очень похожи на Launch. У нас есть подозрение, что компания Launch поучаствовала в их создании. Так что если вы специализируетесь на китайском сегменте коммерческой техники, то лучшего сканера вам не найти. Что же касается южно-корейских грузовиков, то оптимальным решением будет G-scan. Основным конкурентным преимуществом этого сканера является то, что он разрабатывается в Южной Корее, соответственно, модели с этого рынка в его базе наиболее хорошо и глубоко проработаны».

Если деньги позволяют, то можно в дополнение с мультимарочным сканерам приобрести интерфейсные блоки диагностики WABCO. В полной мере эти диагностические инструменты может заменить только Nexiq USB Link и только на автомобилях американского производства. Что же касается европейского модельного ряда, то данный блок оказывается необходимым, если вам нужно: параметрировать новый электронный блок системы «WABCO» после замены старого вышедшего из строя блока; ввести электронную систему «WABCO» в эксплуатацию (или, если требуется, ввести в эксплуатацию компоненты электронной системы при замене) или перепараметрировать при изменении конфигурации системы.


С чего начать?

Может быть, стоимость оборудования покажется вам довольно высокой, но работы с электронными и пневматическими системами являются и наиболее рентабельными на грузовых станциях техобслуживания. Приобретать все сразу совсем не обязательно. Начните с простого и с того, что вы хорошо освоили. Затем, по мере возникновения новых потребностей докупайте новое оборудование.

В завершение хочется сказать несколько слов о кадрах. Освоить диагностику грузового автомобиля - самая сложная задача. Можно с высокой долей уверенности сказать, что готового специалиста по диагностике коммерческой техники на рынке вы не найдете. Если найдете, то вряд ли он будет хорошим специалистом. Так что не спешите покупать сканер впрок - сначала подумайте, как вы будете решать кадровую проблему.

«Есть возможность вырастить такого специалиста из своих сотрудников, но для этого необходимо найти человека с хорошими базовыми техническими знаниями, который понимает принципы функционирования и устройства электронных и пневматических систем, - рекомендует Есен Тюлеубеков. - К большому сожалению, обучение специалистов сегодня проводится только в Москве и Санкт-Петербурге и стоит недешево. Время от времени проводятся специальные интенсивные курсы обучения для иногородних слушателей, которые приезжают из регионов России, но сделать человека диагностом за 5-6 дней обучения попросту не возможно. За это время можно лишь объяснить ему основные принципы работы диагностического прибора. А остальное уже будет зависеть от его способностей к обучению, самообучению и наличия практики. В любом случае, настоящим диагностом он станет не раньше, чем через полгода постоянной практики на самых разных автомобилях».

Так что если ваша компания всерьез намерена осваивать данное направление в диагностике, то в первую очередь определитесь с кандидатурой будущего диагноста, затем начните поиск «технического партнера», то есть компании, которая не только предоставит вам оборудование, но и сможет дать на первых порах необходимые технические консультации по работе с этим инструментарием. Ну, а остальное уже дело времени и вашей настойчивости.


Игорь Галахов, продукт-менеджер Bosch по гаражному и диагностическому оборудованию:

— Спрос на данное оборудование есть, и он постоянно растёт. Это связано как с тем, что диагностика электронных систем грузовых автомобилей на профессиональном уровне начала развиваться относительно недавно, так и с тем, что парк грузовых автомобилей постоянно растёт и обновляется более современной техникой с большим количеством электроники. В ассортименте оборудования Bosch в настоящее время представлена одна модель сканеров для грузовых автомобилей: KTS Truck.

Вопрос организации поста диагностики грузового транспорта довольно многогранный, и каждый сервисный центр решает его по-своему. Если речь идёт лишь о диагностике электронных систем автомобиля, то можно ограничиться сканером и комплектом кабелей к нему. Однако если планируется проведение более детальной диагностики, то здесь не обойтись без моторного тестера FSA 500 или FSA 720. Они позволят точно выявлять проблемы, не полагаясь лишь на показания блоков управления. В этом случае диагностируются отдельно датчики, блоки управления, электрические цепи и т. д.

Есть другие виды диагностики. Например, диагностика тормозной системы. Чтобы проверить эффективность тормозов, используются роликовые тормозные стенды BSA 5xxx. Как правило, это - отдельный пост, на котором не проводится диагностика электронных систем.

Также имеет смысл обратить внимание на диагностику элементов подвески с помощью люфт-детектора (подвижные пластины, на которые заезжает автомобиль. Они перемещаются в стороны и нагружают колёса, вследствии чего выявляются люфты в сочленениях подвески: шаровых шарнирах, шкворнях и т. д.). Для диагностики систем кондиционирования предназначена установка ACS 810. С её помощью можно осуществлять проверку герметичности системы, поиск мест утечек, оценить общую работоспособность системы и восстановить недостаток хладагента.

Проверку состояния аккумуляторных батарей производят тестером BAT 131. Он способен оценить состояние батарей, степень заряда, выявить неисправную батарею.

Отдельный вопрос - диагностика и ремонт дизельной топливной аппаратуры. Здесь Bosch предлагает полный ассортимент оборудования для диагностики и ремонта ТНВД и форсунок.

Когда Вы определились с перечнем работ, необходимо найти специалиста, подобрать оборудование, оборудовать рабочий пост - и можно начинать. Подготовить специалиста можно в учебном центре Bosch. Здесь проводятся специальные курсы по диагностике и ремонту практически всех систем автомобилей, в том числе грузовых. Также есть важный отдельный курс, посвящённый экономике автосервиса. Здесь руководителя автосервиса научат просчитывать экономику бизнеса так, чтобы организовать максимально эффективный бизнес.

Сканер в нашей жизни.

Каждый современный студент отлично знает, что такое сканер. Сколько раз это чудное устройство выручало его в тяжелые минуты. Ведь сколько времени можно сэкономить, не переписывая взятый у товарища конспект, а отсняв его копию при помощи сканера. Кроме того цифровой вариант конспекта можно печатать в любом количестве, не теряя времени и сил.

А чего стоит функция распознавания текста?! Даже не имея электронной копии материалов, а только ранее отпечатанные методички и библиотечные книги, при помощи сканера и соответствующего Программного Обеспечения студент может создать отличную работу, не набрав руками и абзаца текста.

Дать новую жизнь старым фотографиям, не нагружая книжные полки альбомами, опять же возможно при помощи сканера. Сколько еще полезного таит в себе это устройство? Сканирование фото сразу со слайда, восстановление поврежденных фотографий. При наличии принтера, подключенного к тому же компьютеру, эти устройства могут работать дуэтом как копир и по первому требованию множить любой документ необходимый Вам.

На что стоит обратить снимание при выборе сканера?

Есть ряд важных параметров, определяющий диапазон возможностей сканера и его функциональную практичность. К таким параметрам относятся: оптическое разрешение матрицы, скорость сканирования, глубина цвета, формат оригинала, тип матрицы сканера.

Оптическое разрешение матрицы и время сканирования.

В зависимости от того, для чего Вы выбираете сканер, стоит обратить внимание на разрешение матрицы. От этого параметра во многом зависит стоимость самого аппарата. Разрешение сканеров, как и принтеров и, в каком-то смысле, фотоаппаратов, измеряется в количестве точек на квадратный дюйм и обозначается - DPI. Чем больше этих самых DPI, тем более детально данный сканер сможет отснять изображение. К примеру, у сканера "Mustek Scan Express 1248 UB" разрешение составляет 600x1200 dpi.

Хочу предостеречь потенциального покупателя от такого рекламного хода, как "интерполяция". По сути дела, интерполяция - это искусственное увеличение изображения сильно влияющее на качество. Знайте, нормальное разрешение для сканера составляет 1200, 2400, 4800 DPI в крайнем случае. Такие цифры как 7200 DPI - это разрешение, для сканирования фото - слайдов, и аппараты, снабженные столь мощными матрицами, с "планшетом" за 40$ ни как не перепутать.

Итак, самое простое и быстрое занятие - сканирование текстовых документов. Оно предъявляет минимальные требования к разрешающей способности матрицы (200-300 dpi более, чем достаточно) и выполняется с "отключенным цветом". За счет этого сканирование выполняется быстро. Время сканирования имеет прямую зависимость от разрешения, с которым требуется отснять документ. Чем более высокое качество копии вы хотите получить, тем больше времени сканер потратит на работу. И конечно же, сканирование монохромного изображения со страницы книги с разрешением в 100 DPI пройдет куда скорее, чем большой цветной фотографии с требуемым разрешением в 1200 DPI.

Для сканирования фото лучше выбирать сканер с разрешением не менее 600х1200, а рекомендуемое разрешение - 4 800 хоть по одной стороне.

Для того, чтобы сканировать слайды фотопленки, существует специально для этого предназначенный вид сканеров, который так и называются: Слайд - Сканеры. В отличие от других при помощи слайд сканеров затруднительно сканировать что-либо кроме слайдов - формат протяжной системы мелковат. Эти сканеры снабжены мощной матрицей.

Наглядный пример: "Plustek OpticFilm 7300" с матрицей 7 200 х 7200 DPI


Скорость сканирования.

Скорость сканирования, хоть и имеет прямую зависимость от назначенного разрешения, у каждого сканера своя. Этот параметр лучше учитывать, но далеко не все производители его указывают.

Формат оригинала и место на столе.

Или насколько большой лист вы сможете отсканировать. Самый популярный формат, безусловно, -А4. Этот формат достаточно большой для того, чтобы снять даже страницу энциклопедического издания, и не настолько большой, чтобы занимать много места на столе. Кроме того, в комплекте ко многим планшетным сканерам идут подставки, позволяющие ставить сканер на бок в то время, когда он не используется. Пространство стола, занимаемое установленным на бок сканером, очень невелико. Наш пример, "Mustek Scan Express 1248 UB", установленный набок займет 5 см в ширину и 45 в глубину.

Однако для съемки чертежей или фотографий применяются совершенно другие размеры. Вот, к примеру, протяжный фото - сканер "Plustek OptiCard 820"


Максимальный размер оригинала, который можно сканировать с его помощью, составляет 105 х 148 мм, формат А6. Для наглядности - это четверть листа А4.

А вот еще один. "Graphtec CS510 PRO"

Для того, чтобы представить себе реальный размер этого гиганта, нужно немногое. Представьте себе ватман, прибавьте к нему еще один ватман и еще немного добавьте на поля. Вот теперь вы можете себе представить, что такое формат А0+. Это протяжный сканер, и у него нет такого параметра, как максимальная длина документа. Есть только ширина, составляющая примерно 1 метр и 10 сантиметров. На стол, конечно же, такую "малютку" не поставишь. Да и на ногу уронить будет весьма обидно, ведь весит данная модель 38 килограмм.

Глубина Цвета

Параметр совершенно не важный, если от своего сканера вы хотите только съемки текста. Он же - один из самых важных при работе с графическими объектами такими, как фотографии. Измеряется глубина цвета в битах (bit). На самом деле, глубина цвета - это красивое название, прикрывающее то, что правильно называется цветовым диапазоном. Чем шире диапазон цвета или выше глубина резкости, тем больше оттенков точки может распознать сканер. Эталонное качество - 24 bit. Дело в том, что наш глаз не способен распознавать большее количество оттенков. Но при сканировании всегда есть некоторые искажения цветов. Большая глубина цвета, к примеру, 48 bit, полезна тем, что может несколько компенсировать это искажение.

Тип матрицы сканера.

Самая важная часть сканера - это не крышка и не кнопки, а оптическая матрица. Это, своего рода, единственный глаз сканера. От того, как этот "Глаз" видит, зависит то, что покажет нам монитор компьютера. Отбросим в сторону параметры разрешения и цветового диапазона, а перейдем к устройству.

Чувствительные матрицы сканеров встречаются двух типов: CCD и CIS.

CCD матрица более практична в применении, особенно если на стекло сканера ложится не абсолютно ровный лист, а разворот книги, лист с изгибом. Возможностей CIS матрицы может не хватить. В результате часть картинки будет расплывчатой или затемненной. Так же в пользу CCD говорят показатели резкости и четкости отсканированного изображения.

CIS матрица дешевле и более компактна. Сканер, оснащенный такой матрицей, меньше и может работать от USB-порта, что делает его более удобным в обращении.

Так или иначе, а выбор между качеством и удобством здесь стоит серьезный.

Дополнительные возможности и рядовые параметры сканера.

Еще несколько важных моментов, о которых не сказано раньше.

Система подачи оригинала.
По системе подачи оригинала, сканеры разделяются на три типа: планшетный, протяжный и слайд-сканер.

Планшетный сканер.
Всем привычная модель. Такой сканер имеет плоское стекло, на котором размещается предмет сканирования. Под стеклом движется каретка с подвижной матрицей. Каретка движется вдоль стекла, а матрица считывает изображение. Результат выводится в окне программы используемой для сканирования.

Протяжный сканер.
Особенностью этой модели является компактность. Такой аппарат почти не занимает место и удобен при переноске. Протяжка оригинала осуществляется при помощи роликов. В большинстве моделей оригинал подается непосредственно на ролики и ими же протягивается над(под) кареткой, на которой установлена матрица.

Слайд - сканер.
Слайд - сканеры несколько выбиваются из общего ряда как минимум тем, что в качестве оригинала используют только фотопленку. По системе подачи, они являются протяжными, т.е. негатив проходит под(над) чувствительной матрицей.

Интерфейс.

Интерфейс - это способ подключения сканера к компьютеру. Каждый способ соединения имеет свою скорость передачи информации. Поэтому от того какой интерфейс использует данный сканер, во многом, зависит скорость его работы.

Ключевым интерфейсом на сегодняшний день является USB-кабель , как присутствующий во всех компьютерах, и обычно не в единственном экземпляре. Он обеспечивает удовлетворительную скорость передачи и, соответственно, скорость сканирования.

LPT-порт. Некогда им оснащалась львиная доля компьютеров. Порт предназначен для подключения принтера или сканера. Он имеет потрясающе низкую скорость передачи информации, ни как не совместимую сегодняшними требованиями.

SCSI - наиболее быстрый интерфейс из перечисленных. Беда только в том, что компьютеры очень редко им оснащены. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш сканер работал быстрее других, выбирайте тот, который поддерживает этот интерфейс и докупайте соответствующую плату. Плата ставится в слот PCI, располагающийся на материнской плате каждого современного компьютера.

Ethernet -контроллер. Этот интерфейс обычно используется для подключения компьютера к локальной или социальной сети и, очень редко, для подключения сканеров, принтеров и другой периферии. Ethernet может предавать информацию с отнюдь не средними скоростями и устанавливается в PCI-слот персонального компьютера по желанию пользователя. Ноутбуки вообще редко обходятся без этого интерфейса, что ставит его на позицию выше SCSI.

Слайд-адапер и рамки.

Как правило, слайд-адаптер - это шутка производителей, вроде интерполированного изображения.

Эти атрибуты призваны сделать возможным сканирование слайдов на планшетном сканере. Вспомним, что фотопленка - не бумага и сканирование полупрозрачного носителя требует чего-то большего, чем крышка планшета. Но ни рамка, ни адаптер не превратят обычный планшетный сканер в слайд-сканер.

Если же, все-таки, вам очень хочется делать два дела на одном сканере. Присмотрите тот, у которого разрешение матрицы хотя бы 4800х4800 DPI. Причем настоящего, а не интерполированного изображения.

Устройство автоподачи.

Вот по-настоящему нужная вещь. Каждый, кто хоть раз сканировал 50 и более листов один за другим, поймет и прочувствует, что это такое. Обычный процесс сканирования - занятие мало того, что скучное, так еще и монотонное. Сканеры с устройством автоподачи оригиналов по стоимости чуть выше, чем их собратья, не оснащенные эти простым, но очень нужным устройством.

Автоподачей можно легко пренебречь, если вы нечасто и не подолгу пользуетесь сканером. В противном случае, этого делать не стоит. Данное устройство сможет сэкономить Вам много нервов и времени.

Вот вроде бы и все, что среднему или начинающему пользователю необходимо знать о сканерах для того, чтобы сделать правильный выбор.