Исследовательский проект «Влияние компьютера и компьютерных сетей на здоровье школьников. Презентация на тему: "Влияние компьютера на здоровье школьника. Единственный способ сохранить здоровье – это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и дела

Олеся Чернова
Проект «Влияние компьютера на здоровье ребенка»

ПРОЕКТ на тему

«Влияние компьютера на здоровье ребенка »

Выполнила : ученица 2 «В» класса МБОУ «СОШ №57»

Якусик Ксения

Руководитель : Чернова Олеся Александровна

Цель - изучить влияние компьютера на здоровье ребенка .

Задачи :

Выявить позитивное и негативное влияние компьютера на организм ребенка .

Провести исследования среди учащихся 2 «В» класса на тему «Влияние компьютера на мою жизнь » .

Ознакомиться с правилами организации рабочего места за компьютером .

Актуальность моего исследования обусловлена тем, что компьютеры стремительно вошли в современную жизнь. Необходимо сформировать правильный подход при работе с компьютером . Ведь компьютерный мир так заманчив , красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье . И поэтому я решила исследовать, влияние компьютера на здоровье школьника , и к каким изменениям в организме может привести это влияние .

Гипотеза - при не разумном и не грамотном подходе. В ином случае, его вклад неоценим.

Методы исследования, которыми я пользовалась при подготовке проекта , это - Теоретический – анализ литературы по теме исследования;

Практический - анкетирование, математическая обработка данных, построение диаграмм.

Изучив дополнительную литературу и информацию в Интернете, я выявила положительные стороны :

1) Ребенок свободен в своем выборе;

2) Компьютер заставляет думать «здесь и сейчас» ;

3) Познание новых технологий;

4) Помогает застенчивым и замкнутым детям приобрести уверенность в своих знаниях;

5) Развивают наблюдательность, вырабатывают усидчивость;

6) Возможность совместить различные виды деятельности;

7) Увеличение круга общения со сверстниками;

8) Познания условий современной окружающей жизни;

9) Ориентация в пространстве, развитие абстрактного мышления.

Также я выявила основные вредные факторы, влияющие на ребёнка :

1) Сидячее положение в течение длительного времени; (при таком положении необходимо соблюдать правила посадки)

2) Воздействие электромагнитного излучения монитора. (Ребенок компьютером более 10-15 минут - и то не каждый день. 7-8 лет ограничение составляет 30-40 минут в день. 9-11 лет можно позволять сидеть за компьютером не более часа-полутора).

5) Нервно-эмоциональное напряжение.

6) Воздействие пыли и грязи.

Проанализировав все эти факторы, я решила выяснить какое же

влияние имеет компьютер на здоровье моих одноклассников , и провела анкетирование, в котором приняли участие 24 моих одноклассника и я. Результаты отображены в процентах.

Первый вопрос – Есть ли у тебя дома компьютер ? (Да-24 человека 96%, Нет-1 человек 4%)

Второй вопрос - С какого возраста ты проводишь время за компьютером ? (С 5 лет – 29%, с 6 лет – 45%, с 7 лет – 26 %)

Третий вопрос - Сколько раз в день ты садишься за компьютер ? (1 раз в день 48%, 2 раза в день 37%, 3 раза в день 11%, до 10 раз в день 4%)

Четвёртый вопрос - Время, проводимое за компьютером в день ? (до 15 минут 18%, 15-30 минут 26%, 30 минут-1 час 18%, 1-2 часа 19%, 2-4 часа 18% и более 4 часов в день 15%)

Пятый вопрос - Бывают ли ссоры с родителями из-за компьютера ? (Да-18%, нет-82%)

Шестой вопрос - Для чего тебе нужен компьютер ? (По диаграмме мы видим, что на первом месте игры, затем учёба, далее социальные сети)

Седьмой вопрос - Устаешь ли ты за компьютером ? (Да-8%, нет-92%)

Восьмой вопрос - Болит ли у тебя спина, запястья? (Да-18%, нет-82%)

Девятый вопрос - Нервничаешь ли ты если что-нибудь не получается?

(Да-12%, нет-38%, редко-50%)

И последний, десятый вопрос - Компьютер вреден или полезен ? (Полезен-40%, вреден-52%, не знаю-8%)

На основании изучения литературы по данной теме, материала в Интернете и на основе результатов анкетирования, я сделала следующий вывод :

Наступивший век - эпоха информационных технологий. Не стоит чрезмерно опасаться негативного влияния компьютера на ребенка , ведь при грамотном и разумном подходе пользы от него гораздо больше. Чем раньше он познакомится с техникой, начнет в ней разбираться и что-то понимать, тем более развитым он будет. Но, необходимо сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения. Однако, многие школьники об этом забывают, и тогда компьютер может служить причиной неблагоприятных изменений состояния здоровья .

Проведя анкетирование, я получила следующие результаты :

практически все ребята имеют дома компьютеры , очень многие сидят за ним с раннего возраста, четверть ребят превышает время проведения за компьютером , у 18% уже бывают ссоры с родителями, и 30% ребят считают, что компьютер нужен для игр , при этом более половины учеников редко, но нервничают, если что-нибудь не получается за компьютером . Показатели не утешительные.

Данное исследование подтвердило гипотезу о том, что компьютер отрицательно влияет на здоровье ребенка при не разумном и не грамотном подходе. В ином случае, его вклад неоценим!

Для этого я разработала для своих одноклассников рекомендации при использовании компьютера , с которыми познакомила на классном часу :

Не оставляйте компьютер или монитор надолго включенными. Если компьютер не используется , выключите его.

Правильное расстояние до монитора - около 45-60 см (на расстоянии вытянутой руки, желательно, чтобы он находился ниже уровня глаз.

Ограничить количество времени, проводимого детьми за компьютером без перерыва . Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10-15 минут - и то не каждый день. Для детей в возрасте 7-8 лет ограничение общения с компьютером составляет 30-40 минут в день. В 9-11 лет можно позволять сидеть за компьютером не более часа-полутора. Рекомендуется делать короткий перерыв через каждые 15-20 минут занятий.

Выполнять специальные упражнения-гимнастику для глаз, помогающие детям избежать проблем, связанных с использованием компьютера .

Чередовать работу за компьютером с другими видами деятельности. Неплохо также разнообразить характер занятий за компьютером .

Во время занятий за компьютером не горбиться . Если выработать у себя привычку сидеть ровно и смотреть прямо на компьютер , то вероятнее всего вам удастся в будущем избежать проблем с мышцами и суставами.

Выбирать игры, способствующие развитию, обучению.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ !

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние музыки на психику ребенка» С родителями, детей младшей, старшей и подготовительной группы в нашем ДОУ проводилось анкетирование. Цель – изучение мнения родителей о.

Консультация для родителей «Положительное влияние занятий плаванием на физическое здоровье детей» «Положительное Влияние занятий плаванием на сердечно-сосудистую, дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат». Положительное влияние.

Консультация для родителей «Влияние компьютера на здоровье ребенка» Компьютер в настоящее время есть практически в каждой российской семье. Технический прогресс движется вперед, и даже совсем маленькие дети.

Консультация для родителей «Современные мультфильмы и их влияние на нравственное здоровье ребенка» Современные мультфильмы и нравственное здоровье ребенка Уважаемые родители! Задумывались ли Вы над тем, как влияют мультфильмы на психику.

1-2слайд

ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно компьютер подрастающего поколения порой даже заменяет подросткам друзей, родителей, школу...

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности.

Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.

3 слайд

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

 Сидячее положение в течение длительного времени;

 Воздействие электромагнитного излучения монитора;

 Перегрузка суставов кистей;

 Стресс при потере информации.

4. Сидячее положение

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

5. Воздействие электромагнитного излучения монитора

Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). В зависимости от воздействия на объект, эти излучения, бывают ионизирующими и неионизирующими. К ионизирующим относится рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим - электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты.

Ионизирующее излучение, воздействуя на объект, в частности, на клетки человека, вызывает их повреждение за счет образование ионов. Эти повреждения могут быть летальными, когда клетка погибает, и сублетальными, когда клетка выживает, но информация, "зашитая" в нее, портится. Такие клетки могут быть источником возникновения рака.

6. Воздействие на зрение

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

7. Перегрузка суставов кистей рук

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

8. Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

9. Признаки развития зависимости у ребенка

По результатам опроса НИИ школьных технологий . Подростки от 10 до 17 лет на вопрос «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?» ответили:

1. 12, 2 % - общаюсь в сети;

2. 18, 1 % - читаю книги;

3. 30,1 % - посещаю кружки, секции;

4. 44, 9 % - играют в компьютерные игры;

5. 43, 7 % - общаюсь по телефону;

6. 71,1 % провожу время с друзьями;

7. 74, 2 % - смотрю телевизор.

Проведя анкетирование в своем классе, я получила следующие результаты:

1. 20% учеников заботятся о здоровье своих глаз.

2. Большинство (83 %) учащихся имеют компьютер

3. 10% учеников не знают и пренебрегают нормами работы с компьютером.

4. 10% учащихся проводят за компьютером от 4 до 10 часов.

5. 36% учащихся есть постоянное желание играть в компьютерные игры.

6. 20% ребят выбрали компьютер вместо прогулки на лыжах, 0%- предпочли компьютер вместо общения с другом на яву, большая часть (72%) предпочитают компьютер вместо чтения книг и разгадывания логических игр.

10. Компьютерная зависимость - пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. К. з. наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком К. з. является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.

11. Признаки зависимости

 Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

 Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

 Прогулял школу – сидел за компьютером.

 Приходит домой, и сразу к компьютеру.

 Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

 Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

 Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Первая стадия - интерес.

Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия - втягивание.

Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия - полная зависимость.

Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени - нарушение психики.

12. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером

Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за ВДТ зависит от их возраста, но не должно превышать:

Для учащихся I кл. (6 лет) - 10 мин;

Для учащихся II - V кл. - 15 мин;

Для учащихся VI - VII кл. - 20 мин;

Для учащихся VIII - IX кл. - 25 мин;

Для учащихся X - XI кл. на первом часе занятий - 30 мин, на втором - 20 мин.

13.Основные правила гигиены зрения.

Комфортное рабочее место.

Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.

Специальное питание для глаз.

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

Гимнастика для глаз.

Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха.

Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОУ «ЛИКИНО-ДУЛЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ»

Научная работа

«ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Крюкова Наталья Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. Влияние компьютера на здоровье человека ………………………………… 5

ГЛАВА 2.Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей...... 6

2. 1. Воздействие электромагнитного излучения монитора …………………………… 6

2.2. Сидячее положение в течение длительного времени ……………………………… 7

2.3.Утомление глаз, нагрузка на зрение ……………………………………………….... 8

2.4. Перегрузка суставов кистей …………………………………………………………. 8

2.5. Стресс при потере информации ……………………………………………………… 9

ГЛАВА 3. . Методы исследования и анализ результатов исследования по проблеме влияния компьютера на жизнь и здоровье старшеклассников ……………………………………. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………... 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………. 15

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………. 16

ВВЕДЕНИЕ

«Мирный атом в каждый дом» – этот лозунг сегодня трансформировался в «современные компьютерные технологии в каждый дом». Компьютер перестал быть предметом роскоши, а стал для многих предметом первой необходимости. Но не всегда мирным. Хотя трудно переоценить все удобства, которые связаны с возможностью использования компьютеров и интернет-ресурсов, с ними в нашу жизнь входят и новые проблемы. Ведь любое явление имеет свою оборотную сторону.

Компьютер (англ. computer - «вычислитель») - машина для проведения вычислений. При помощи вычислений компьютер способен обрабатывать информацию по заранее определённому алгоритму. Кроме того, большинство компьютеров способны сохранять информацию и осуществлять поиск информации, выводить информацию на различные виды устройств вывода информации. Своё название компьютеры получили по своей основной функции - проведению вычислений. Однако в настоящее время полагают, что основные функции компьютеров - обработка информации и управление.

Электронно-вычислительная техника всё шире входит во все сферы нашей жизни. Компьютер стал привычным не только в производственных целях и научных лабораториях, но и в студенческих аудиториях и школьных классах. Непрерывно растёт число специалистов, работающих с персональным компьютером, которые становятся их основным рабочим инструментом. Ни экономические, ни научные достижения невозможны теперь без быстрой и четкой информационной связи и без специального обученного персонала.

Небывалая скорость получения визуальной информации и её передачи адресату, а, следовательно, возможность наиболее эффективного практического использования этой информации - вот основные причины всеобщей компьютеризации. Однако длительное пребывание у экрана компьютера без соблюдения необходимых правил небезвредно для здоровья. В первую очередь, у людей, регулярно работающих на ЭВМ, отмечается нарушение зрения, утомление мышц рук и позвоночника, общая усталость. Основные факторы вредного влияния компьютера на организм - это электромагнитные поля и его мелькание на экране, длительная неподвижность позы оператора. Предупредить воздействие этих факторов - значит сохранить здоровье.

Тема «Влияние компьютера на жизнь и здоровье человека» включает в себя проблемные исследования: “Как влияет компьютер на здоровье человека?” и “Информированность старшеклассников Ликино-Дулевского лицея по проблеме влияния компьютера на здоровье человека».

Объектом исследования являются старшеклассники Ликино-Дулевского лицея.

Предмет исследования – опросник, определяющий информированность о влиянии компьютера на человека.

Цель нашей работы:

1. Выяснить, как компьютер действует жизнь и здоровье человека;

2. Определить степень информированности, осведомленности и компетентности старшеклассников Ликино-Дулевского лицея по проблеме влияния компьютера на жизнь и здоровье человека.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу, рассматривающую проблему влияния компьютера на жизнь и здоровье человека.

2. Исследовать распространенность в молодежной среде осведомленности по проблеме влияния компьютера на человека в целом.
3. Выявить специфические критерии, факторы, действующие на организм человека, работающего за компьютером.

4. Предложить пути решения проблемы влияния компьютера на жизнь и здоровье молодежи.

Актуальность работы по проблеме влияния компьютера на жизнь и здоровье человека определяется практической значимостью. Компьютеры уже совершили революцию в мире. За последнее десятилетие компьютер стал неотъемлемой частью в жизни человека. Благодаря ему, мы получаем огромное количество информации, которую можем использовать для реализации своих идей. Но, наряду с приносимой пользой, компьютер вредно влияет на наше здоровье. Много слов в печати и в других СМИ сказано о вредном влиянии компьютера на здоровье пользователей.

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Почему работа за компьютером наносит вред здоровью человека? О пользе или вреде компьютеров постоянно ведутся дискуссии. Можно встретить даже восторженные отзывы о положительном влиянии компьютеров на здоровье. Но так ли это?

При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как пользователь вынужден часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по-разному освещенные. В чем же выражается зрительное утомление? Сегодня уже миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних на дальние и с дальних на ближние предметы, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз – чувство жжения, "песка", покраснение век, боли при движении глаз.

Многих людей больше всего беспокоят всякого рода излучения от компьютера. Измерения рентгеновского излучения показали, что оно находится на уровне фона земли. Электромагнитное излучение от компьютера хорошего качества соответствует нормативам. Однако с боковых и задних стенок компьютера низкого качества уровень низкочастотных электромагнитных излучений может быть повышен. В помещении с работающим компьютером, кроме того, изменяются физические характеристики воздуха: температура может повышаться до 26-27 градусов, относительная влажность - снижаться ниже нормы, то есть до 40-60%, а содержание двуокиси углерода - увеличиваться. Наряду с этим воздух ионизируется, увеличивающееся число положительных (тяжелых) ионов неблагоприятно влияет на работоспособность. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают и в дыхательные пути. Некоторые люди, в том числе дети, особенно чувствительны и болезненно реагируют на эти изменения воздуха. У них появляется першение в горле, покашливание из-за повышенной сухости слизистых.

Еще один важный фактор - нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Работая за компьютером, дети испытывают своеобразный эмоциональный стресс. Исследования показали, что даже само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников.

Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы детей за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка. Это очень важно хотя бы потому, что, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й минуте работы ребенка на компьютере, а после 20 минут - у 25% детей были зафиксированы неприятные явления как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Таким образом, длительная и непрерывная работа за компьютером стимулирует развитие или обострение хронических заболеваний. Импульсивные сигналы, излучаемые компьютерами, воздействуют не только на оператора, но и на всех, кто находится в помещении, где они установлены. При всей привлекательности компьютера – еще одна угроза человеку. Все большее распространение компьютеров и использование их для обучения и развлечений увеличивает опасность для здоровья, особенно детей.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА, РАБОТАЮЩЕГО ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Без сомнения, компьютеры - великое изобретение человека. В настоящее время без них не обходится ни одно предприятие, ни одна школа. Это чудо техники позволяет во многом облегчить современную жизнь. Но вместе с пользой для прогресса, компьютеры наносят вред здоровью - страдает зрение, позвоночник и даже суставы рук. Движущееся изображение на экране приводит к переутомлению, человек перестаёт моргать и это приводит к сухости глаз, а облучение, исходящее из экрана монитора, способствует нервно-соматическим нарушениям в организме, вследствие чего истощается нервная система.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

    воздействие электромагнитного излучения монитора;

    сидячее положение в течение длительного времени;

    перегрузка суставов кистей;

    стресс при потере информации.

2. 1. Воздействие электромагнитного излучения монитора

Каждое устройство, которое производит или потребляет электроэнергию, создает электромагнитное излучение. Это излучение концентрируется вокруг устройства в виде электромагнитного поля. Некоторые приборы, вроде тостера или холодильника, создают очень низкие уровни электромагнитного излучения. Другие устройства (высоковольтные линии, микроволновые печи, телевизоры, мониторы компьютеров) создают гораздо более высокие уровни излучения.

Электромагнитное излучение нельзя увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус или потрогать, но, тем не менее, оно присутствует повсюду. Хотя вредное влияние обычных уровней электромагнитного излучения на здоровье детей и взрослых никем пока не доказано, многих волнует эта проблема. Подобные опасения чаще всего связаны с неправильным пониманием самого термина излучение. У многих из нас этот термин ассоциируется с рентгеновскими лучами (или так называемым ионизирующим излучением), т.е. высокочастотной формой радиации, которая, как доказано, увеличивает шанс заболевания раком людей и животных.

В действительности же, каждый, кто знаком с принципом действия монитора компьютера (называемого также видеотерминалом или дисплеем), согласится с тем, что здесь нет смысла говорить о рентгеновском излучении. Незначительное количество ионизирующего излучения, создаваемого катодно-лучевой трубкой внутри монитора, эффективно экранируется стеклом трубки.

Довольно вредное излучение действует на расстоянии полуметра от экрана, отрицательно влияя на кожу и глаза того, кто сидит перед компьютером. На современных мониторах установлены специальные фильтры, уменьшающие напряженность излучения, но опасность все равно существует.
У жидкокристаллических мониторов тоже есть существенные недостатки. Среди них - маленький угол обзора для качественного изображения: Отклоняясь от него, человек видит нечеткую картинку. Это вредит зрению.

Как обезопасить себя, когда приходится иметь дело с компьютерами или электромагнитными полями?

1. Поскольку электромагнитное излучение исходит от всех частей монитора (многие измерения показали, что уровень излучения по бокам и сзади монитора выше, чем спереди), наиболее безопасно установить компьютер в углу комнаты или в таком месте, где те, кто на нем не работает, не оказывались бы сбоку или сзади от машины.

2. Не оставляйте компьютер или монитор надолго включенными. Если компьютер не используется, выключите его. Эта может быть не очень удобно (и может даже оказать некоторое влияние на срок службы компьютера), но все же это не слишком большая плата за защиту от потенциальной опасности электромагнитного поля.

3. Следите за тем, чтобы сидеть по возможности дальше от экрана компьютера, но не в ущерб удобству. Рекомендуется при работе за компьютером помещать монитор на расстоянии вытянутой руки (руки взрослого с вытянутыми пальцами).

4. Дети и беременные женщины должны проводить за компьютером не больше нескольких часов в день.

5. Применяйте специальный защитный экран. Некоторые фирмы, производящие мониторы для компьютеров, разработали такие модели, которые существенно снижают создаваемые ими магнитные поля.

6. Почаще включать в рацион творог и другие молочные продукты (аминокислоты связывают возникающие свободные радикалы, это особенно относится к проживающим в экологически неблагоприятных условиях).

7. Больше двигаться – необходимо встать из-за компьютера, пройтись, сделать глубокий вдох. Даже такая немудреная гимнастика активирует восстановительные процессы, способствует освобождению организма от шлаков.

2. 2. Сидячее положение в течение длительного времени

Работая на компьютере, мы застываем в неудобной позе на длительный промежуток времени. В результате, от долгого сидения в неподвижном положении, появляются боли в суставах кистей рук, мышцах шеи, спины, головные боли. Это может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы, негативно сказывается на циркуляции крови во всем организме (застой крови).

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник - остеохондроз , а у детей - сколиоз .

Часто длительная работа за компьютером может стать причинойнарушений осанки или искривления позвоночника .

Длительная стесненная поза затрудняет дыхание и может привести к приступам кашля .

Для того чтобы уменьшить вредное влияние неудобной позы, необходимо правильно подобрать рабочую мебель . Она поможет сохранить правильное положение тела при работе за компьютером и уменьшить нагрузку.

1. Кресло должно быть на роликах, с регулируемой высотой сиденья и спинкой, без подлокотников, вращающееся вокруг своей оси.

2. Стол должен иметь специальную выдвижную доску для клавиатуры. В идеале стол должен быть чуть ниже линии талии, чтобы экран располагался несколько ниже линии взгляда. Под столом должно быть достаточно пространства для того, чтобы время от времени вытянуть усталые ноги.

3. Правильная поза. Причем "правильная" - не всегда значит "удобная". Необходимо расправить плечи, выпрямить спину, ноги должны обязательно всей стопой опираться на пол. Но и в самой лучшей с точки зрения ортопеда позе нельзя сидеть долгое время.

4. Правильная организация режима работы. Прежде всего, необходимо по возможности ограничить пребывание у компьютера, а саму работу постоянно сменять перерывами (45 минут работы - 15 минут отдыха, причем не просто выключать монитор, но и потягиваться, встать, а то и выходить на улицу). А за 45 минут непрерывной работы как минимум 3-4 раза сменить позу: встряхнуть плечами, пошевелить ногами, помотать головой - все это поможет избежать усталости, так же как - выполнение упражнений. Они могут быть самыми простыми: так, наклоны и повороты головы улучшают мозговое кровообращение и являются неплохой профилактикой шейного остеохондроза.

Длительная работа за компьютером оказывает негативное воздействие на глаза и зрение.

Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения . Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Также длительная работа за компьютером может увеличить риск таких глазных заболеваний как миопия (близорукость), дальнозоркость , глаукома .
Работая за монитором, человек гораздо реже моргает. Это приводит к пересушиванию коньюктивы глаза. Появляется резь и ощущение «песка в глазах».

Влияние компьютера на зрение уменьшается при работе на современном мониторе с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, существенно снижающей эффект мерцания.

У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Чтение сверх меры, неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными. Как может подтвердить каждый родитель, эти последствия возникают не обязательно только при работе за компьютером.

Когда дети переусердствуют в любом занятии, они часто становятся раздражительными. Если ребенок возбужден больше, чем обычно, и для этого нет другой очевидной причины, то это вполне может быть вызвано длительным пребыванием его за компьютером. Чрезмерное увлечение работой за компьютером может также усугубить уже имеющиеся проблемы со зрением. Многие дети страдают незначительным ухудшением зрения, которое можно расценивать как "неприятность". Со временем здесь потребуется коррекция зрения, но вмешательства медицины, возможно, удастся избежать до достижения юношеского или взрослого возраста.

Но если дети столь сильно увлечены компьютером, что все свободное время проводят за клавиатурой, то эта "неприятность" может перерасти в нечто большее, что потребует коррекции в раннем возрасте. Хотя еще и не доказано, что компьютеры действительно могут вызвать ухудшение зрения, некоторые офтальмологи высказывают опасение, что чрезмерное увлечение ими в раннем возрасте может оказать негативное влияние на мышцы, управляющие глазами, в результате чего ребенку очень трудно будет концентрировать зрение на определенном предмете, особенно в таких занятиях, как чтение. Если это произойдет, проблему коррекции зрения придется решать с помощью очков. К счастью, большинства этих проблем удается достаточно легко избежать.

    Выбор хорошего монитора. Мониторы с высоким разрешением всегда удобнее для глаз, чем мониторы с низким разрешением. Оптимальный размер экрана для малыша - 15 дюймов, а для школьника подойдет 17-дюймовый монитор.

    Правильное расстояние до монитора - около 45-60 см, желательно, чтобы он находился ниже уровня глаз.

    Правильное освещение - естественный свет, падающий слева. В темное время суток лампа должна освещать только документ, но не экран монитора. Это поможет избежать бликов, осложняющих работу.

    Ограничение времени работы на компьютере - важный фактор сохранения здоровья. Школьникам можно разрешить проводить перед монитором до двух часов, устраивая 10-15 минутные перерывы каждые полчаса. Идеальной "разрядкой" между компьютерными занятиями может быть физическая активность, не требующая напряжения зрения - прогулка, игра в мяч на воздухе.

    Упражнения для глаз, помогающие детям избежать проблем, связанных с использованием компьютера. Это могут быть такие простые упражнения, как, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах. Чередование работы за компьютером с другими видами деятельности полезно еще и тем, что последние часто включают в себя зрительные движения, являющиеся хорошими упражнениями для глаз.

    Глазам (да и всему организму) необходима дополнительная поддержка изнутри. К сожалению, из пищи наш организм не может получить всех необходимых веществ. Возникающий дефицит необходимых, полезных, важных витаминов и микроэлементов приводит к постепенному, но неуклонному ухудшению здоровья.
    Например, биологически активные добавки, кисель и компот «Витаминный для глаз» содержат все необходимые компоненты для помощи глазам при повышенных нагрузках на зрительный аппарат. Витаминно-минеральные комплексы направленного действия – это насущная потребность для каждого, кто хочет сохранить здоровье.

Если, несмотря на эти меры предосторожности, дети жалуются на головную боль, если воспаляются и чешутся глаза или если неожиданно возникают трудности с чтением или другими школьными занятиями, то необходимо показаться оптометристу или офтальмологу.

2.4. Перегрузка суставов кистей

Длительная работа за компьютером может стать причиной серьезных нервно-мышечных расстройств. Особенно чувствительными участками тела являются пальцы, кисти рук и предплечья. Руки выполняют основную часть механической работы при работе за компьютером, при этом важна не амплитуда физической нагрузки (она, как правило, довольно низкая), а время работы. Как известно подушечки пальцев являются наиболее чувствительными участками человеческого тела. На этом уровне сконцентрировано большое количество чувствительных нервных окончаний (благодаря этому пальцы выполняют функцию осязания). При длительной работе за компьютером (на клавиатуре) нервные окончания пальцев подвергаются постоянному раздражению. Со временем это приводит к истощению нервных путей осуществляющих связь пальцев с корой головного мозга. В результате возникают нарушения координации движений пальцев и судороги кисти и предплечья. Английские исследователи назвали это заболевание RSI (repetitive strain injury), что переводится как хроническое заболевание кистей рук.

У людей, зарабатывающих на жизнь работой на компьютерах, наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов. Чаще всего это просто онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Наиболее распространен кистевой туннельный синдром (carpal tunnel syndrome), при котором нервы руки повреждаются вследствие частой и длительной работы на компьютере.

В наиболее тяжелой форме этот синдром проявляется в виде мучительных болей, лишающих человека трудоспособности. У детей такие проблемы возникают редко, все-таки самые увлекающиеся из них не проводят столько времени за компьютером, как взрослые профессионалы. Однако все же имеет смысл следить за положением ребенка, если он чересчур засиделся за компьютером.

2.5. Стресс при потере информации

1. Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случаются и инфаркты.

2. Человек, работающий за компьютером, вынужден все время принимать решения, от которых зависит эффективность его работы. Порой бывает довольно сложно предположить последствия того или иного шага (особенно на фоне хронической усталости). Поэтому, длительная работа за компьютером, часто является причиной хронического стресса .

3. Необходимость перерабатывать большое количество неоднородной (и в большинстве своем ненужной информации), так же приводит к развитию стресса.

Таким образом, по сути дела только длительная работа за компьютером может оказать существенное влияние на здоровье человека. В наше время использование компьютеров во всех сферах жизни становится все шире и потому все больше людей вынуждены проводить целые дни у мониторов компьютеров.

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

С целью выявления влияния компьютера на здоровье человека, а также информированности старшеклассников Ликино-Дулевского лицея по данной проблеме, мы использовали метод опроса (Приложение 1) . Испытуемым предлагается ответить на 9 вопросов, касающихся влияния компьютера на человека. Последний, 10, пункт метода, заключается в том, что испытуемые дают свои рекомендации по сохранению здоровья человека при длительной работе за компьютером. Вопросы данной методики затрагивают различные области работы человека с компьютером: насколько часто используется компьютер испытуемыми, как часто делается перерыв в сеансах, каково влияние на здоровье в целом, а также каково влияние на развитие личностных качеств и т.д.

В опросе приняли участие 93 старшеклассников Ликино-Дулевского лицея. Исходя из проведенного исследования, мы выявили следующие результаты.

1. На вопрос «влияет ли компьютер на здоровье человека» (Приложение 2) , 70 % испытуемых ответили, что компьютер оказывает негативное воздействие на человека, 30 % – не оказывает.

2. Вопрос «сколько времени испытуемые проводят за компьютером в сутки» (Приложение 3) дал следующие результаты:

До 2 часов в сутки – 27 % испытуемых;

До 4 часов в сутки – 23 % испытуемых;

До 6 часов в сутки – 30 % испытуемых;

До 8 часов в сутки – 2 % испытуемых;

Более 8 часов в сутки – 18 % испытуемых.

3. Нас заинтересовало мнение испытуемых о том, какое воздействие оказывает длительное времяпровождение за компьютером на зрение, позвоночник и циркуляцию крови (Приложение 4) .

82 % испытуемых считают, что компьютер оказывает негативное воздействие;

16 % - не оказывает совсем никакого воздействия;

2 % - не знают

4. Вопрос о влиянии электромагнитного излучения компьютера на здоровье человека показал следующие результаты (Приложение 5):

7 % учеников считают, что электромагнитное излучение не влияет на здоровье человека;

70 % учащихся указывают на негативное влияние компьютера на здоровье человека;

23 % испытуемых не осведомлены в данном вопросе и затрудняются ответить.

5. Вопрос «Что Вы испытываете, работая долго за компьютером» (Приложение 6) :

54 % учеников ответили, что испытывают неприятные ощущения, усталость, боль в глазах, неудобство, уныние;

22 % учащихся испытывают при длительной работе за компьютером радость, удовлетворение, наслаждение, позитив и счастье;

24 % испытуемых затруднились ответить на данный вопрос.

6. Вопрос о влиянии компьютерных игр на развитие личностных и моральных качеств дал следующие показатели (Приложение 7) :

42 % учащихся считают, что компьютерные игры негативно влияют на психику человека;

25 % учеников полагают, что компьютерные игры ни в какой степени не влияют на психику человека;

33 % ребят затруднились ответить на данный вопрос.

7. На вопрос «Считаете ли Вы, что длительное времяпровождение за компьютером оказывает негативное влияние на психику человека» (Приложение 8)

67 % ребят ответили, что компьютер отрицательно влияет на психику человека;

32 % учеников думают, что длительное времяпровождение не оказывает влияния на психику;

1 % - затрудняются ответить на данный вопрос.

Согласно проведенному тесту, было установлено, что компьютер оказывает негативное влияние на организм человека. В опытах была проведена анкета под названием «Ваше отношение к компьютеру». Большинство ответов учащихся на вопрос: «Влияет ли компьютер на здоровье человека?» (70 %) были положительными, т е компьютер оказывает негативное воздействие на человека. Но, всё же, они думают о своём здоровье, хотя и продолжают заниматься на компьютере.

Удивителен тот факт, что 18 % старшеклассников проводят за компьютером более 8 часов в сутки, что, безусловно, может сказаться на успехах в учебе – большая часть времени проводится не за уроками, а за компьютером.

27 % учеников проводят за компьютером менее 2 часов в сутки, а то и меньше. В основном в эту долю входят старшеклассники 11 классов, что объясняется, по нашему мнению, нехваткой времени из-за подготовки учеников к выпускным экзаменам и подготовки к поступлению в ВУЗы.

Примечетельно, что 74 % испытуемых уверены, что компьютер оказывает вред при длительном времяпровождении на зрение, позвоночник и циркуляцию крови. Хотя 14 % учащихся полагают, что нет никакого влияния на вышеперечисленные аспекты.

23 % старшеклассников затруднились ответить на вопрос о влиянии электромагнитного излучения компьютера на здоровье человека, что объясняется, как мы полагаем, низким уровнем осведомленности.

54 % ребят при длительной работе за компьютером испытывают утомление, усталость, боль в глазах. Но, даже, испытывая столь неприятные ощущения в организме, учащиеся не перестают меньше работать за компьютером. Что удивительно, 22 % старшеклассников испытывают при работе за компьютером радость, счастье, удовлетворение, любовь, эйфорию.

25 % учеников полагают, что компьютерные игры ни в какой степени не влияют на психику человека.

А вот 67 % учащихся уверены, что длительное времяпровождение оказывает негативное влияние на психику человека.

Таким образом, по результатам анализа анкеты можно сделать вывод, о том, что компьютер в большей степени негативно влияет на психику и на состояние человека в целом. Что касается здоровья, то здесь огромное негативное влияние оказывают излучения, которые действуют как на зрение, так и на некоторые другие внутренние органы человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пожалуй, среди достижений современной цивилизации компьютерную технику можно по праву назвать предметом наибольшей любви и обожания человека. Человек, благодаря своей уникальной способности мыслить, уже немало сделал для того, чтобы облегчить себе жизнь и добиться максимального комфорта. И если некоторые годами ломают голову, трудясь над созданием новых технологий, и совершают научные открытия, то большая часть весьма умело научилась пользоваться плодами их труда. Пожалуй, среди достижений современной цивилизации компьютерную технику можно по праву назвать предметом наибольшей любви и обожания человека.

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

Часто приходиться слышать такие вопросы: А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?

К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера. И все же компьютер - это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.

Таким образом, по результатам анализа анкеты можно сделать вывод о том, что компьютер в большей степени негативно влияет на психику и на состояние человека в целом. Что касается здоровья, то здесь огромное негативное влияние оказывают излучения, которые действуют как на зрение, так и на некоторые другие внутренние органы человека.

Но необходимо помнить, что только длительная работа за компьютером может оказать существенное влияние на здоровье человека.

Если мысленно представить себе весы на разных чашах, на которых лежат положительные и отрицательные стороны компьютера то можно предположить, что эти чаши будут находиться в равновесии. Но возможно около 20 % населения будут с нами не согласны, так как они против компьютера, потому что он воздействует на психику, состояние и здоровье человека в целом.

На основе данной работы сделаны выводы :

1). Согласно большинству литературных источников воздействие электромагнитных излучений компьютера на организм человека оказывают целый ряд негативных воздействий - от зрения до психики.

2). Изучение воздействия компьютера на человеческий организм составляет большую сложность из - за слабой разработки методик.

3). Исследования по теме «Влияние компьютера на здоровье старшеклассников» проводились в основном методом тестирования, как наиболее доступным способом в условиях школы.

4). Согласно полученным данным большинство учащихся положительно относятся к компьютеру, хотя о вредном влиянии компьютера на состояние своего здоровья не задумывались.

5) В результате исследования мы выявили, что примерно 70 % старшеклассников Ликино-Дулевского лицея информированы по проблеме негативного влияния компьютера на здоровье человека. Однако данная осведомленность в этих вопросах не снижает уровня проводимого времени за компьютером, что ведет к резкому ухудшению здоровья в целом, так и к снижению работоспособности. В результате – снижается уровень школьной успеваемости.

1. Необходимо, по возможности, ограничить пребывание у компьютера, а саму работу постоянно сменять перерывами (45 минут работы - 15 минут отдыха.

2. Правильно подобрать рабочую компьютерную мебель (кресло должно быть на роликах; в идеале стол должен быть чуть ниже линии талии и должен иметь специальную выдвижную доску для клавиатуры).

3. Правильное расстояние до монитора - около 45-60 см

4. Проводить специальные упражнения для глаз (слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах).

5. Больше двигаться – необходимо встать из-за компьютера, пройтись, сделать глубокий вдох.

6. Почаще включать в рацион творог и другие молочные продукты, биологически активные добавки для глаз.

7. Пользоваться компьютерными очками со специальными цветными фильтрами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Безруких М.М. Компьютер и здоровье ребенка / М.М. Безруких. – М.: Вентана-Графф, 2003.

    Грановская Р.М. Дети и компьютеры / Р.М. Грановская, М.С. Гринева, Д.В. Третьяков // Вопр. психич. здоровья детей и подростков. – 2001. – № 1. – С.40 – 45.

    3отов А.А. Потенциальная опасность применения компьютеров в школах и профилактика заболевания детей / А.А. 3отов, В.Е. Когут, Л.Ю. Кулева // Экология человека и природы: сб. материалов... конф. – Иваново, 1997 – С.61.

    Краснова О.А. Излучение компьютера и здоровье детей / О.А. Краснова, И.В. Левченко // Информатика и образование. – 1995.

    Леонова Л.А. Компьютер и здоровье ребенка / Л.А. Леонова, Л.В. Макарова, С.С. Савватеева // Материнство. – 1998.

    Петроченков А. Персональный компьютер и здоровье школьников / А. Петроченков // Учитель. – 2002. – № 5.

    Степанова М.И. Компьютер и самочувствие школьника / М.И. Степанова // Информатика и образование. – 1989. – № 5.

    Компьютерные излучения и профилактика заболеваний детей / В.Я. Володарский [и др.] // Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине: тез. междунар. конгр. – СПб., 1997.– С.221.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 2.

Тест «Влияние компьютера на здоровье человека»

    Как Вы считаете, влияет ли компьютер на здоровье человека?

    Сколько времени Вы проводите за компьютером в сутки (24 часа)?

    Какую работу чаще Вы выполняете, пользуясь компьютером: печатаете, играете и т. д

    Через какой промежуток времени Вы делаете перерыв между сеансами, работая за компьютером

    Думаете ли Вы, что длительное времяпровождение за компьютером негативно сказывается на зрении, позвоночнике, циркуляции крови во всем организме

    Как Вы полагаете, какое влияние оказывает электромагнитное излучение компьютера на здоровье человека

    Что Вы испытываете, работая долго за компьютером

    Как Вы предполагаете, каково влияние компьютерных игр на развитие личностных и моральных качеств

    Считаете ли Вы, что длительное времяпровождение оказывает негативное влияние на психику человека

Приложение 2.

Диаграмма 1. Вопрос «Как Вы считаете, влияет ли компьютер на здоровье человека»

Приложение 3 .

Диаграмма 2. Вопрос «Сколько времени Вы проводите за компьютером в сутки (24 часа)»


Приложение 4 .

Диаграмма 3. Вопрос «Думаете ли Вы, что длительное времяпровождение за компьютером негативно сказывается на зрении, позвоночнике, циркуляции крови во всем организме»


Приложение 5 .

Диаграмма 4. Вопрос «Как Вы полагаете, какое влияние оказывает электромагнитное излучение компьютера на здоровье человека»


Приложение 6 .

Д
иаграмма 5. Вопрос «Что Вы испытываете, работая долго за компьютером»

Приложение 7 .

Д
иаграмма 6. Вопрос «Как Вы предполагаете, каково влияние компьютерных игр на развитие личностных и моральных качеств»

Приложение 8 .

Диаграмма 7. Вопрос «Считаете ли Вы, что длительное времяпровождение оказывает негативное влияние на психику человека»

выполнена учителем информатики
МОУ «СОШ №2 г.Ершова»
Мариной Валентиной Николаевной (Ершов, 2011)

Цель работы: Определить влияние компьютера на здоровье детей и дать рекомендации по сохранению здоровья при работе за компьютером.

Задачи:
1. Провести анкетирование об использовании компьютера детьми, опрос о применении различных технологий по сохранению здоровья при работе за компьютером.
2. Выявить основные вредные факторы при работе на компьютере.
3. Рассмотреть элементы здоровьесберегающих технологий при работе за компьютером в школе и дома.

Актуальность темы.

Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки. Анкетирование показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.

Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер - это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому встаёт вопрос: компьютер - друг или враг здоровью? Конечно, на этот вопрос нельзя дать односложный ответ, и поэтому в своей работе я хочу акцентировать внимание на вопросах сбережения здоровья при работе за компьютером.

Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна, достоинства ИКТ в обучении не вызывают сомнений. Не только в школе, но и дома ученики используют компьютеры для разных целей. Но опрос показал, что многие из детей не задумываются при этом о сохранении своего здоровья. Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился в очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации рабочего места, правильного подбора рода занятий, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

Основные вредные факторы

При работе за компьютером

Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:

  • стеснённая поза,
  • заболевания суставов кистей рук,
  • затрудненное дыхание,
  • развитие остеохондроза,
  • наличие излучения от монитора,
  • психическая нагрузка и стресс при потере информации,
  • компьютерная зависимость.
  • По этой причине через непродолжительное время у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения (это зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за монитором). При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

    Расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см.

    Нельзя работать за компьютером в темноте.

    Ребёнок школьного возраста может проводить за компьютером непрерывно не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз (оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся: начальной школы должна быть не более 15 минут; основной школы - 20 минут, старшей школы - 25-30 минут). Если есть проблемы со зрением, то садиться за монитор можно только в очках.

    Стеснённая поза. Сидя за компьютером, нужно смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на органах управления (клавиатура, мышь, джойстик). Это вынуждает тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. Из-за стесненной позы при длительной работе за компьютером возникают следующие нарушения:

    Заболевания суставов кистей рук (при работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания).

    Затрудненное дыхание (вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке).

    Остеохондроз (при длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника).

    Излучение. То, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Но потенциал между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним человека разгоняет пылинки до огромных скоростей. Необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки.

    Психическая нагрузка и стресс при потере информации. Компьютер требует сосредоточенности. Однако психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна... Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям (компьютер - всего лишь «железка»), нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию.

    Компьютерная зависимость.
    Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость (различают психологическую зависимость от Интернета и компьютерных игр). Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, некоторые компьютерные игры и информация из Интернета могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм и т.п. В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства. Нужно обеспечить ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Реальная жизнь должна быть яркой, насыщенной, интересной.

    Здоровьесберегающие технологии при работе за компьютером в школе.

    Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Что должен сделать учитель информатики для обеспечения в школе безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

    1. Создать в кабинете соответствующие условия для работы:

    • удобная мебель и её правильная расстановка (желательно иметь специальные компьютерные столы и стулья с регулируемой высотой, разместить компьютеры вдоль стен так, чтобы естественный свет падал на монитор слева и спереди),
    • воздушно-тепловой режим (следует поддерживать оптимальную температуру 19- 210С и относительную влажность 50-60%, использовать кондиционер и естественную вентиляцию при проветривании кабинета),
    • освещённость (можно комбинировать естественное и искусственное освещение, следует использовать жалюзи на окнах),
    • контроль над уровнем шума (он не должен превышать допустимых значений, следует ограничить количество копировальных устройств, сканеров и принтеров),
    • чистота кабинета (проводить ежедневную влажную уборку),
    • эстетика кабинета (использовать краску, не дающую бликов, подбирать спокойные светлые цвета для окраски мебели, стен, пола и потолка)
    • грамотное оформление кабинета (должны быть в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, временные ограничения непрерывной работы за компьютером для разных возрастных категорий, комплексы упражнений для снятия напряжения).

    2. Систематически проводить гимнастику для глаз, упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, а также физкультминутки общего назначения.

    3. Тщательно контролировать выполнение санитарно- гигиенических норм пользователями в классе, проводить работу по привитию навыков правильной работы с компьютером в домашних условиях.

    4. Создавать благоприятный эмоциональный климат (в одних случаях это доброе слово или народная мудрость, в других - юмор, но всегда нужно стараться понять ученика и помочь ему), у учащихся не должно быть стеснения или страха обратиться за разъяснением или помощью (эмоциональная напряжённость и скованность ведут к утомлению и усталости, чувство успеха при выполнении заданий, напротив, положительно влияет на здоровье человека).

    5. Чередовать различные виды работ, т.к. смена видов деятельности (в том числе разнообразные формы работы «за компьютером» и «за теоретическим столом») является крайне необходимым условием здоровьесбережения. (Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Очень интересными, на мой взгляд, являются исследовательская и проектная деятельность, где не обойтись без использования ИКТ.)

    Здоровьесберегающие технологии при работе за компьютером дома.

    Учитывая эти факторы вредоносного влияния компьютера на организм человека (нагрузка на зрение, стесненная поза, излучение и воздействие на психику), родители могут помочь организовать ребенку дома наиболее безопасную среду при взаимодействии с компьютером или это сделать могут сами дети (при достаточной самоорганизации).

    Для снятия нагрузки на зрение:

    • Подобрать стол и стул, которые позволяют соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-70см).
    • Необходимо каждые 10-20 минут делать перерывы - давать отдохнуть глазам (возможно ребенку подобрать специальные защитные очки для работы на компьютере).

    При длительном сидении с опущенными плечами может возникнуть стойкое изменение костно-мышечной системы. Чтобы избежать стесненной позы, необходимо ребенку:

    • в процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки,
    • работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей ему менять позу,
    • сидеть на специальном крутящемся стуле с регулируемой высотой (высота стула может быть изменена с учетом роста ребенка, кроме того, детям нравится кататься на стульях, а это невольно дает им передышки в контакте с экраном и заставляет их двигаться - менять положение тела),
    • регулярно прерывать «общение» с компьютером, вставать, потягиваться, делать мини-зарядку.

    Мониторы на жидких кристаллах не дают излучения. Мониторы на электронно-лучевой трубке могут являться источником излучения. Потенциал, имеющийся на кинескопе, не страшен, но электростатические поля, возникающие между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняют севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они “впиваются” в кожу пользователя. Поэтому:

    • в комнате, где стоит компьютер, нужно чаще делать влажную уборку, вытирать пыль.
    • закончив работу за компьютером, желательно умыться холодной водой.

    Занятия на компьютере требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Игры требуют огромного напряжения. Негативную картину дополняет появление психологической зависимости, которая выражается в следующих патологических симптомах: у ребенка развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, теряется способность переключаться на другие развлечения, обнаруживается бедность эмоциональной сферы. Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного “виртуального” мира. В связи с этим:

    • чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (оптимальный вариант - развивающие, расширяющие кругозор игры).
    • заострить внимание на возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений, использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других подобных программ приносит много пользы),
    • нужно постараться максимально оберегать психику ребенка от воздействия жестоких сцен в играх (если ребенок все же очень увлечен именно «стрелялками», нужно стараться отвлечь от таких игр, найдя другое интересное занятия, или хотя бы договорится о сокращении времени, проводимого за этими играми),
    • в реальной действительности ребёнок должен быть востребован, он должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей (если ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, ему чего-то не хватает в окружающей действительности). В жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.

    Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в Интернете.

    Родители по теме «Компьютер и здоровье детей» могут найти много интересной информации. Предлагаю несколько полезных ссылок:

    • Как сохранить здоровье ребенка при работе за компьютером?
    • Как сохранить зрение ребенка в век компьютеров?
    • Как защитить ребенка от насилия, жестокости и от дурных проявлений в сети Интернет?
    • Влияние компьютера на психику человека
    • Тест на компьютерную зависимость.
    • Компьютер и ребенок дошкольного возраста.

    Заключение.

    Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Он, с одной стороны, - терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учёбе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны - творец сказочных миров и отважных героев, друг, с которым нескучно. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.

    Список литературы.
    1. Здоровьесберегающие технологии - http://wmarina2007.narod.ru/zdorovesberezhenie/
    2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Школьник и компьютер. 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007.
    3. Компьютер и здоровье ребёнка - http://www.patee.ru/children/child-health/view/?id=13631
    4. Компьютер и ребенок: все за и против - http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4816
    5. Родительское собрание «Компьютер - не забава» - http://www.edu.murmansk.ru/
    6. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2. 1178-02) «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». - // http://www.ecobest.ru/snip/folder-7/list-39.
    7. Учебно-исследовательская работа "Определение соответствия кабинета информатики санитарно-гигиеническим нормам" - http://www.poznanie21.ru/current/42067.php

    Приложение 1. Анкета для учащихся.

    1. Есть ли у вас дома компьютер?

    2. В каком возрасте вы начали работать за компьютером?

    3. Сколько времени в день в среднем вы проводите за компьютером?

    4. Как вы думаете, сколько времени в день можно работать за компьютером?

    5. Сколько по времени может продолжаться непрерывная работа за компьютером?

    6. Какую роль в вашей жизни играет Интернет?

    а) пользуюсь по мере необходимости (для выполнения конкретных заданий),
    б) люблю «гулять» по страницам Интернета, когда отдыхаю,
    в) часто ищу информацию и общаюсь,
    г) не представляю жизни без него.

    7. Что вас больше интересует (чему вы отдадите предпочтение):

    а) компьютер или чтение книги,
    б) компьютерная или спортивная игра,
    в) прогулка на свежем воздухе или компьютер,
    г) непосредственное «живое» общение с другом или общение с помощью компьютера?

    8. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?

    9. Делаете ли вы при работе за компьютером гимнастику для глаз?

    10. Устают ли у вас при работе за компьютером спина, шея, руки?

    11. Делаете ли вы физминутки в перерывах при работе за компьютером?

    12. Какова рода деятельностью вы занимаетесь за компьютером? Из предложенных вариантов выберите один или несколько вариантов, на которые приходится большая часть времени, проводимого за компьютером:

    а) готовитесь к урокам, ищете «учебную» информацию (материал к докладам, рефератам, презентациям и т.п.),
    б) ищете в Интернете «внеучебную» информацию (музыку, изображения, интересные ролики, гороскопы, прогнозы погоды и т.д.),
    в) общаетесь (в режиме on-line, по электронной почте, на форумах и т.д.),
    г) смотрите фильмы, читаете электронные книги, слушаете музыку,
    д) играете в компьютерные игры.

    13. Играете ли вы хоты бы иногда в компьютерные игры? Если «да», ответьте на следующие вопросы:

    а) В какие игры вы любите играть (логические или ролевые игры, симуляторы, «стрелялки», «бродилки» и т.д.)?
    б) Сколько времени в день в среднем проводите за компьютерными играми?
    в) Легко ли вы отрываетесь от игры?
    г) Можете ли вы «заигравшись» забыть поесть, почистить зубы и т.д.? Есть ли у вас постоянное желание играть?

    Приложение 2. Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ).

    ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

    1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
    2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
    3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

    ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

    1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
    2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
    3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

    ФМ для снятия утомления с туловища.

    1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
    3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и.п., 5-8 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

    Приложение 3. Гимнастика за компьютером (упражнения взяты с сайта «Vita - жизнь, здоровье и успех»)

    1. Сидя на стуле, выпрямите спину, руки положите на колени. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус тела, провожая ладонь взглядом - вдох, положите руку снова на колени - выдох. Затем повторите движения левой рукой. Это упражнение активизирует ваше дыхание, и снимет напряжение с групп мышц грудного и шейного отдела.
    2. Исходное положение то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пальцы над полом, сделайте перекат с пятки на носок. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.
    3. Сложите руки в замочек, кисти захватывают предплечья. Делайте круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затѐкшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.
    4. Исходное положение то же, что в первом и втором упражнениях. Согнутую в коленях ногу отставьте в сторону, делая как бы шаг в сторону, вернитесь в исходное положение.
    5. Одна нога выпрямлена, стопа на пятке, другая согнута, носок под стулом. Имитируйте ходьбу, попеременно меняя ноги. Упражнение улучшает работу суставов и мышц брюшного пресса.
    6. Кисти к плечам. Поверните корпус тела, потянитесь локтѐм к спинке стула, это улучшит работу суставов позвоночника.
    7. Руки за голову. Сделайте поворот направо, потом - налево. Упражнение разминает мышцы шей и улучшает работу суставов в шейном позвоночнике.
    8. Сядьте и плотно прижмитесь к спинке стула, позвоночник прямой. Плавно наклоните голову к плечу, затем сделайте несколько пружинящих поворотов головы в одну и другую стороны. Представьте, что на груди у вас лежит мячик и попробуйте столкнуть его подбородком. Глаза при этом открыты и следят за движением головы - тем самым параллельно делаете гимнастику для глаз. ВНИМАНИЕ: это упражнение нужно делать плавно и аккуратно, чтобы не заклинило шейные суставы.

    Приложение 4. Физкультминутки в стихах на уроках информатики.

    Ученики за учителем повторяют движения.

    1-
    Быстро встали, улыбнулись,
    Выше-выше подтянулись.
    Ну-ка плечи распрямите,
    Поднимите, опустите.
    Вправо, влево повернитесь,
    Рук коленями коснитесь.
    Сели, встали, сели, встали,
    И на месте побежали.

    Из-за парт мы выйдем дружно,
    Но шуметь совсем не нужно,
    Встали прямо, ноги вместе,
    Поворот кругом, на месте.
    Хлопнем пару раз в ладошки.
    И потопаем немножко.

    А теперь представим, детки,
    Будто руки наши - ветки.
    Покачаем ими дружно,
    Словно ветер дует южный.
    Ветер стих. Вздохнули дружно.
    Нам урок продолжить нужно.
    Подравнялись, тихо сели
    И на доску посмотрели.

    Раз - подняться, подтянуться,
    Два - согнуться, разогнуться,
    Три - в ладоши три хлопка,
    Головою три кивка.
    На четыре - руки шире.
    Пять - руками помахать,
    Шесть - за парты сесть опять.

    На бугре стоит сосна,
    К небу тянется она.
    (Стоя на одной ноге, потягиваемся - руки вверх)
    Тополь вырос рядом с ней,
    Быть он хочет подлинней.
    (Тоже самое, стоя на другой ноге)
    Ветер сильный налетал,
    Все деревья раскачал.
    (Наклоны корпуса влево-вправо)
    Ветки гнутся взад-вперёд,
    Ветер их качает, гнет.
    (Рывки руками перед грудью)
    Ветер стал немного тише
    Ветки опустились ниже
    (Опускаем медленно руки - в стороны и вниз)
    Ветер вовсе улетел,
    Мотылёк на тополь сел.
    (Присаживаемся за парты)

    Мы все вместе улыбнемся,
    Подмигнем слегка друг другу,
    Вправо, влево повернемся
    (повороты влево-вправо)
    И кивнем затем по кругу.
    (наклоны влево-вправо)
    Все идеи победили,
    Вверх взметнулись наши руки.
    (поднимают руки вверх- вниз)
    Груз забот с себя стряхнули
    И продолжим путь науки.
    (встряхнули кистями рук)

    Утром бабочка проснулась,
    Улыбнулась, потянулась!
    Раз - росой она умылась,
    Два - изящно покружилась,
    Три - нагнулась и присела,
    На четыре - улетела.

    Приложение 5. Комплекс упражнений гимнастики для глаз (приложение к Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»)

    1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз.
    2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
    3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
    4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

    Приложение 6. Родительское собрание «Компьютер в жизни ребёнка»

    • расширить представление родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером;
    • познакомить с рекомендациями по сохранению здоровья детей при работе за компьютером.

    Ход собрания

    I этап. Выступление учителя.

    Уважаемые родители! Сегодня мы собрались обсудить тему «Компьютер в жизни ребёнка». Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни; в школе и дома - компьютер сопутствует нашим детям. Современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но нам нужно, чтобы «общение» с компьютером не навредило здоровью детей, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга».

    II этап. Обсуждение результатов анкетирования

    (Предварительно проводится анкетирование учащихся класса, и подводятся итоги, представленные с помощью презентации.)

    III этап. Работа по группам.

    Родители делятся на две группы, одна группа выявляет все «плюсы» компьютера, другая - его «минусы». По окончании работы варианты групп заслушиваются и дополняются.
    На основании работы в группах делается вывод, что, несомненно, компьютер - эффективное средство развития ребенка, но при этом очень важно, что находится внутри компьютера (т. е. какими программами пользуется ребёнок, какие страницы в Интернете он посещает, в какие компьютерные игры играет) и как ребёнок относится к вопросам организации рабочего места, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

    Памятка для родителей:

    • Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола, солнечный свет не должен попадать на монитор, так как блики на экране способствуют утомлению глаз.
    • Следить за чистотой экрана и настройками монитора (яркость, контрастность и т.д.).
    • Подобрать стол (оптимально использование специального компьютерного стола с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющего менять позу) и стул (желательно использование специального крутящегося стула с регулируемой высотой), чтобы ребёнок мог соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-70см) и взгляд был бы направлен в центр монитора.
    • В процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки.
    • Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся начальной школы должна быть не более 15 минут, основной школы - 20 минут, старшей школы - 25-30 минут. По истечении этого времени необходимо прерывать «общение» с компьютером, делать мини-зарядку и гимнастику для глаз.
    • В комнате, где стоит компьютер, нужно часто делать влажную уборку, вытирать пыль. Закончив работу за компьютером, желательно умыться холодной водой.
    • Чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (оптимальный вариант - развивающие, расширяющие кругозор игры), заострять внимание на возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений, использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других подобных программ приносит много пользы).
    • Нужно постараться максимально оберегать психику ребенка от воздействия жестоких сцен в играх (если ребенок все же очень увлечен именно «стрелялками», нужно стараться отвлечь от таких игр, найдя другое интересное занятия, или хотя бы договорится о сокращении времени, проводимого за этими играми), в реальной действительности ребёнок должен быть востребован, он должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей (если ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, ему чего-то не хватает в окружающей действительности). В жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.

    V этап. Рефлексия.

    • Что нового вы узнали на собрании?
    • Какую информацию примите к сведению и возьмёте на вооружение?
    • Какие вопросы в рамках этой темы вы хотели бы обсудить дополнительно?