В каких форматах бывают цифровые фотографии. Сравнение RAW и JPEG. Качество снимков

Не так давно у нас был урок об устройстве современных фотокамер и их типах . Там мы немного коснулись темы формирования фотографического изображения. Сегодня же нам предстоит разобраться более подробно с тем, что же именно происходит после того, как свет проходит через объектив фотокамеры, как устроена матрица фотоаппарата и что из себя представляет готовая цифровая фотография.

Это полезно тем, кто хочет получить больше изображений, которые не требуют много цветов, поскольку этот формат поддерживает только 256 цветов. Это не очень распространено для фотографий, именно из-за ограничения цветов. Однако это хорошо для веб-графики, значков, иллюстраций и т.д.

Для тех, кто хочет отредактировать фотографию позже в программном обеспечении, это отличный вариант, поскольку он предлагает высокое качество изображения и большую глубину цветов, кроме того, что дает издателю свободу применения эффектов и настроек, поскольку файл является «чистым» или «сырой».


Принцип работы матрицы цифрового фотоаппарата. Что такое разрешение?

Матрица фотоаппарата - это микросхема, на которой смонтированы миллионы светочувствительных датчиков. Каждый датчик регистрирует яркость освещения, попадающего на него. Таким образом из них составляется “мозаика” нашего изображения. Обратите внимание: датчик на матрице регистрирует только яркость падающего на него света, но не может получить никакой информации о цвете. Казалось бы, таким образом можно получить только монохромные, черно-белые изображения . Для получения цветного изображения применяется более сложное решение. Чтобы собрать информацию о цвете, необходимо как минимум три светочувствительных элемента, восприимчивых только к одному из базовых цветов спектра. Поэтому каждый элемент оснащается цветным светофильтром, который пропускает лучи только одного цвета, а остальные отсекает.

Ваши файлы очень большие и не могут получать сжатие с потерями. Они могут незначительно уменьшаться, если они сжимаются без потерь. Их также называют «цифровыми негативами» по сравнению с фотографическим фильмом. Его можно даже использовать в суде в качестве уголовного доказательства.

Расширение этого типа файла зависит от производителя и производителя. Перевод слова уже много говорит о его значении. Сырье на английском языке означает «сырой». Сжатие происходит внутри камеры и является частью процесса сканирования изображений.

После процесса редактирования пользователь может сохранить фотографию в нужном формате.


Сегодня в матрицах цветное изображение строится из трех базовых цветов: красного, зеленого и синего. Поэтому матрица аппарата представляет собой решетку, состоящую из “зеленых”, “красных” и “синих” датчиков. При этом разноцветные датчики на матрице могут располагаться по-разному. Например, самое широкое распространение имеет так называемый фильтр Байера, названный по фамилии его изобретателя.

Не стоит пытаться улучшить качество изображения после того, как оно уже обработано. Очень вероятно, что в повседневной жизни у вас есть постоянный доступ к изображениям. В этом формате вы можете получить изображения с оптимальным разрешением с очень хорошим размером файла.



Это зависит от использования, которое вы дадите изображению. Поэтому целью, для которой вы используете каждый формат, является то, что он определяет, является ли это наилучшим вариантом или нет. Определение цифровой фотографии очень просто: тип фотографии, использующей цифровые технологии для записи изображений, в отличие от традиционной фотографии, основанной на химическом процессе.


Можно заметить, что зеленых элементов на нем присутствует вдвое больше, чем красных или синих. Это сделано для того, чтобы компенсировать высокую чувствительность к зеленому цвету человеческого глаза и давать цифровые изображения с привычными человеку цветами.

Физический принцип камеры был разработан в средние века и был готов с эпохи Возрождения, когда он был исследован художниками. Способ записи изображений был путем рисования, рисования или резьбы по проецируемому изображению на поверхности. Фотография, являющаяся технической записью этого проецируемого изображения, существовала только после того, как был создан определенный тип носителя, записывающего изображение. И это изобретение превратило взгляд человечества на мир и на себя. В настоящее время этот процесс откровения заменяется цифровым процессом захвата изображений в их самых разных целях.


В итоге, имея данные о яркости и о цвете с каждого датчика, можно составить общее цветное изображение. Для этого в камере установлен процессор. Он анализирует поступающие с матрицы данные и составляет из них готовое изображение. Помимо этого, процессор отвечает за внесение в исходное изображение корректировок, установленных фотографом, как то выбранный им баланс белого, всевозможные эффекты обработки. Процессор отвечает и за создание конечного файла с фотографией.

Промышленность выпускает различные размеры и форматы для разных целей, представляя различные разрешения. Самым популярным и дешевым из них, 35 мм, является тот, который быстрее ускоряет предоставление цифровой фотографии. Дешевле снимать с помощью цифровой камеры, хотя она намного дороже традиционной камеры, устраняя затраты на материал и разработку. Есть также хорошие альтернативы средним форматам, довольно популярным в студийной фотографии и рекламе. Тем не менее, в камерах для широкоформатных пленочных плит, наиболее часто используемых в природе и художественной фотографии, жизнеспособные цифровые опции по-прежнему редки, например.


Мы выяснили, что и матрица фотокамеры, и цифровое изображение, получаемое с нее представляет из себя мозаику, состоящую из мельчайших точек, пикселей. Естественно, чем большее количество точек будет содержать изображение, тем детализированнее, качественнее оно получится. Сколько пикселей содержит изображение, полученное с фотоаппарата? Эта характеристика, называется разрешением. Одна и та же величина - разрешение, может выражаться несколькими способами. В случае с разрешением матрицы фотоаппарата просто измеряют число расположенных на ней пикселей. Поскольку счет пикселей, размещенных на матрице, идет на миллионы, их в этих самых миллионах и измеряют. Один миллион пикселей называется мегапикселем. В случае с разрешением готовой фотографии чаще используют другой метод. Разрешение цифровой фотографии может характеризоваться количеством точек, по горизонтали и вертикали изображения.

Фотография всегда была связана с записью памяти, чтобы заморозить временной интервал, что можно увидеть. Фотографирование стало привычкой в ​​обществе, сильнее в некоторых культурах, чем в других, но присутствует почти во всех. Как по аспекту сохранения памяти, так и по триггеру из нее, воспоминаниями, которые вызывает фотография, в качестве коллекционного объекта и которые могут использоваться совместно. Кто когда-нибудь хотел показать кому-то свои фотографии? И это также стало довольно популярной формой досуга, а также туризма, который стал важной отраслью в современной культуре.


Из всей этой информации важно запомнить основное:

Матрица фотоаппарата состоит из светочувствительных элементов, каждый из которых собирает информацию о цвете и интенсивности освещения. Далее из этих данных и строится цифровое изображение, так же состоящее из точек - пикселей. Однако, между одним светочувствительным элементом на матрице и одним пикселем на готовом изображении знак равенства ставить не стоит: тут многое зависит от алгоритмов работы матрицы и процессора. Не всегда разрешение готовых снимков равно количеству датчиков на матрице. Некоторые из датчиков матрицы используются для внутренних, технологических задач. Поэтому в характеристиках многих фотокамер можно встретить две графы - “количество эффективных пикселей” и просто “количество пикселей”. Предполагается, что непосредственно в создании фотографии примут участие именно эффективные пиксели.

Как говорит Сьюзан Зонтаг в «О фотографии». Туристы чувствуют себя вынужденными поставить камеру среди себя и всех замечательных, которые они находят. Не зная о своих реакциях, сделайте снимок. Это дает форму опыту: остановитесь, сделайте снимок и идите вперед. Этот метод особенно привлекает людей, подвергшихся жестокой трудовой этике - немцам, японцам и американцам. Использование камеры облегчает тоску, что люди, подчиненные императиву работы, чувствуют, что не работают во время отпуска, когда им нужно наслаждаться.

Лично, фотография - это удовольствие, страсть. Это способ объединения рациональности и творчества. Это соединение глаза рукой, управляемой мозгом, работающим в гармонии, чтобы создать образ. Более спонтанно, когда командовал глазом, более церебральный, когда часть проекта, серия. Использование цифровой камеры позволило мне две вещи, которые подпитывали мое обучение и мое удовольствие при съемке: низкая стоимость за клик и мгновенный результат.

Важно иметь в виду, что высокое разрешение матрицы является не единственным слагаемым высокого качества итоговых снимков. На качество конечного результата будет влиять множество факторов - и правильная экспозиция и правильная фокусировка и качество оптики. Так что само по себе наличие матрицы с высоким разрешением в камере позволяет получить снимки высокого качества, но отнюдь не гарантирует это.

С цифровой фотографией происходят два явления: во-первых, объем, мы берем намного больше фотографий, сохраняем больше фотографий; второе - раскрытие. Отправка фотографий в цифровом виде кому-то, который является идентичным и свободным копиям файлов, очень проста, либо по электронной почте, либо перенос на оптический диск, жесткий диск или ручку, поскольку он относительно прост и обычно может публиковать их в Интернете.

С цифровым изданием изображений, знаменитой «фотошопадой», некоторые некоторые этические вопросы об использовании фотографии возникают в некоторых кругах, таких как журналистика, в которых манипуляции плохо видны. Прежде чем фотография была надежной, фотографом был тот, кто мог лгать. И видео, которое представляет собой последовательность фотографий, отображаемых на установленной частоте, также переносится в цифровой мир и проходит один и тот же процесс.

Сегодня наиболее распространены матрицы, сделанные по технологиям ПЗС (ССD) и КМОП (CMOS). Не погружаясь в теоретические дебри, стоит отметить лишь то, что КМОП - более перспективная технология, так как позволяет добиться большей светочувствительности, снизить цифровой шум, уменьшить энергопотребление. Практически все современные фотоаппараты сегодня имеют именно КМОП-матрицы.

Возрастает озабоченность по поводу того, как учреждения, занимающиеся сбором цифровых изображений в своих фондах, должны действовать для обеспечения защиты этих изображений для будущих поколений. Десять лет назад цифровая фотография была любопытством, о которой спорадически говорили и редко видели. Мы все помнили, что это был просто эксперимент, который значительно отставал от аналоговой фотографии с точки зрения качества, определения и верности цвета.

С технологическим прогрессом последних лет цифровая фотография улучшала и приближалась к аналоговой фотографии с точки зрения качества. Объекты создания и воспроизведения, присущие ему, заставили его вторгнуться во многие области традиционной фотографии, дома, в школе, в средствах массовой информации. Это вторжение также распространилось на учреждения, занимающиеся культурными товарами, архивами и библиотеками.

Цифровой шум

Что такое цифровой шум? Наверняка все замечали, что иногда на фотографиях появляются “помехи”, “зерно”, мелкие точки разного цвета. Это и есть цифровой шум. Количество цифрового шума на фото напрямую зависит от характеристик матрицы фотоаппарата , от условий и параметров съемки.

Сегодня цифровая фотография является частью фондов многих учреждений, как в виде первоначально аналоговых изображений, оцифрованных самим заведением, так и изображений, созданных в цифровом формате, которые у нас нет как негативные или оригинальные слайды. В течение 10 лет цифровая фотография, безусловно, превысила бы с точки зрения производства и качества аналоговую фотографию и будет представлять собой систему изображений на всех уровнях, универсальную. На этом этапе нам будет гораздо больше поднять этот вопрос, который мы обсуждаем здесь: как мы будем сохранять цифровые изображения для будущих поколений?

Цифровой шум больше всего проявляется при съемке на высоких значениях светочувствительности или при недостаточном освещении. Порой мелкие по размеру не слишком качественные матрицы (чаще всего матрицы в смартфонах) просто не могут дать изображение без шума. Также цифровой шум может появиться при обработке изображений.

Давайте рассмотрим характеристики этих двух типов изображений: аналоговые и цифровые. Аналоговая фотография или традиционная фотография состоят из серебряных зерен, пигментов, красителей или другого образующего изображение материала, нанесенного на материальную поддержку. Это прямой материал для визуализации, который не требует декодирования, достаточно света для чтения. Наблюдатель не нуждается в дополнительной информации для просмотра содержимого, хотя в большинстве случаев требуется дополнительная информация, чтобы связать изображение с его контекстом.

RAW и JPEG

После того, как съемка произведена, остается не менее важная задача - сохранить полученное фото на карте памяти. Желательно сделать это с максимальным качеством, не теряя никакой информации, полученной при съемке. Сегодня большинство фотокамер позволяют сохранять снимки в двух принципиально разных форматах - RAW и JPEG. RAW - это сырая, никак не обработанная информация с матрицы, записанная в файл. Предполагается, что дальше с файлом RAW фотограф будет работать самостоятельно, конвертируя его на компьютере для получения готового фото. JPEG - это уже фактически готовая фотография.

Упрощение и ускорение чтения, чем письменный текст, фотография не требует, чтобы пользователь был грамотным или имел формальное образование, чтобы понять содержание. Можно сказать, что оно имеет непосредственное и универсальное применение. Аналоговое изображение может быть воспроизведено фотографическими средствами для другой среды; этот процесс всегда приводит к некоторой потере качества.

Цифровое изображение представляет собой числовой код, записанный на технологической среде, который после декодирования представляет собой набор дискретных точек, крошечных элементов, называемых пикселями. В среде, где она записана, каждый пиксель представлен числом в двоичной системе, которое описывает интенсивность цвета и свечения этой точки. Таким образом, изображение физически сохраняется в виде файла, состоящего из 0 и 1. Чтобы быть просмотренным как изображение, этот файл должен быть декодирован машиной.


Разберемся, как получаются файлы RAW и JPEG.

При съемке в JPEG, процессор фотоаппарата конвертирует в файл сырой сигнал (по сути - тот же RAW), накладывая на него настройки, выбранные фотографом. Настраивает баланс белого, проводит шумоподавление (если оно было включено на фотоаппарате), применяет различные эффекты (повышение насыщенности цветов, перевод в монохром и т.п.) и настройки цвета. Наконец, процессор сжимает файл, применяя выбранные пользователем настройки сохранения. Вся информация, которая осталась в итоге ненужной, отбрасывается, сохраняется только итоговое изображение. Для того, чтобы файл занимал меньший объем на карте памяти, он подвергается сжатию. Параметры сжатия файлов JPEG можно настроить при выборе качества снимков в фотоаппарате. При сильном сжатии возможна потеря деталей на снимке.

Можно играть без потери качества. Эти два типа изображения, как правило, сосуществуют в учреждениях, чье призвание является залогом и защитой культурных документов и товаров. И в случае фотографических изображений в обоих случаях их сохранение, как правило, передается тем же опекунам, которые до сих пор ухаживали за традиционными фотографическими коллекциями и поддерживали их. На самом деле принципы, регулирующие сохранение цифровых изображений, а также процедуры и осторожность, которые могут быть предприняты, по-видимому, очень разные, мы можем даже сказать противоположности от их аналогов.

В случае с фотокамерами Nikon, при обработке будущего JPEG-файла процессор может расширить динамический диапазон фотографии при помощи функции D-Lightning - это поможет сохранить на фото детали в темных и в светлых участках при съемке контрастных сцен: пейзажей, портретов в контровом свете. То же самое можно сделать и при обработке RAW, однако это потребует специальных навыков, программ и времени.

И они не знают о проблемах, связанных с сохранением цифровой фотографии и технической подготовке ответственных, мы можем столкнуться с серьезными проблемами сохранения, когда коллекции достигают десятков или даже сотен тысяч цифровых изображений. Стратегии сохранения аналоговой фотографии.

Сохранение аналоговой фотографии основано на двух основных принципах, которые являются двумя основными принципами сохранения фотографии: экологический контроль архива и контроль использования фотографических оригиналов. Благодаря экологическому контролю мы стараемся минимизировать внутренний распад, замедлять химические реакции между материалами, составляющими фотографии, и реакциями с окружающей средой. С контролем использования мы стараемся минимизировать внешние причины распада. Для визуализации фотографических оригиналов мы обязаны обращаться с ними физически.

Английское слово “raw” переводится на русский язык как “сырой”, “необработанный”. Так оно и есть. При съемке в RAW cигнал, поступающий с матрицы фотоаппарата, преобразуется процессором в файл, пригодный для записи на карту памяти без каких-то коррекций самого изображения. В файл записывается вся информация, полученная с матрицы. Файлы RAW в фотокамерах разных производителей могут иметь различные расширения: NEF, CR2, ARW... Однако для фотографа сути это не меняет. Для того, чтобы из “сырого” файла в формате RAW получить готовое изображение, его придется конвертировать на компьютере при помощи специальных программ - RAW-конвертеров. В RAW-конвертере фотограф может настроить и баланс белого, и поправить экспозицию файла, и внести многие другие коррекции.

Среди известных RAW-конвертеров можно выделить программы Adobe Lightroom, Adobe Camera RAW, Capture One. Все производители выпускают специальные RAW-конвертеры для своих фотокамер. Например, Nikon выпускает целых два конвертера. Nikon Capture NX рассчитан на продвинутую, профессиональную работу, тогда как бесплатный Nikon View NX подойдет начинающим фотолюбителям. Основное достоинство формата RAW - невероятная гибкость обработки. Ведь при обработке доступна абсолютно вся информация, полученная при съемке.

Сравнение RAW и JPEG. Качество снимков

Изучим, какое качество изображения можно получить при использовании JPEG и RAW. Для начала, просто оценим качество снимков, полученных напрямую с камеры.


Видно, что файл JPEG выглядит даже чуть более резким. Спасибо алгоритмам обработки и сохранения, встроенным в камеру. А вот чтобы добиться той же резкости от снимка RAW, придется прибегнуть к обработке.

Посмотрим теперь возможности обработки снимков. Оценим возможность коррекции экспозиции кадров, сделанных в JPEG или RAW.


Классическая ситуация: снимок оказался слишком темным. Попробуем осветлить кадры формата JPEG и RAW.


Не для кого не секрет, что при съемке на высоких значениях светочувствительности, на фотографиях появляется цифровой шум. Во всех современных фотокамерах существует опция внутрикамерного шумоподавления. Процессор обрабатывает полученный снимок таким образом, чтобы снизить количество цифрового шума на снимке. Как правило, системы шумоподавления в камере работают лучше, чем шумоподавление в RAW-конвертерах. Ведь они “заточены” под конкретный фотоаппарат со своими особенностями. Шумоподавление в камере может применяться только к файлам JPEG.


Фрагмент, сконвертированный из RAW без применения какого-либо шумоподавления.
Цифровой шум вполне заметен.

Во многих RAW-конвертерах присутствуют опции шумоподавления, однако их эффективность зависит от конкретной программы и от выбранных пользователем настроек.

И еще одна классическая ситуация: ошибка с балансом белого . Попробуем ее исправить при работе с JPEG и RAW.


Когда использовать формат RAW?

Прежде всего тогда, когда вы хотите получить фотографии высокого качества, к тому же максимального гибкие в обработке. Еще вам понадобится при этом время и возможность после съемки файлы конвертировать, обрабатывать. Чаще всего RAW используется при профессиональной съемке: портретной, пейзажной, студийной.

Многие фотолюбители-энтузиасты снимают в RAW просто для того, чтобы “выжать” из каждого фото максимум, потренироваться в обработке. А вот если вы занимаетесь репортажем - всё не так однозначно. Возможно, что пока вы будете конвертировать RAW’ы со своим репортажем, отснятые фото уже потеряет свою актуальность. Если вы делаете простое фото на память, RAW тоже не очень полезен: фотографии в этом формате не получится тут же скинуть друзьям по почте или опубликовать их в соцсетях.

При съемке в RAW фотограф может вообще не обращать внимания на настройку баланса белого, ведь поправить баланс белого без всяких потерь в качестве снимка можно при конвертации на компьютере. Так же формат RAW более “терпим” к незначительным огрехам экспозиции - их как правило тоже можно поправить при обработке. Пожалуй, чего точно нельзя поправить при обработке RAW-файла - это ошибки фокусировки и “шевелёнку”. Существуют конечно инструменты компьютерного повышения резкости, однако они не устранят проблему, не добавят на снимок отсутствующие детали, а лишь немного “замаскируют” проблему.

Плюсы формата RAW:

  • позволяет сохранить абсолютно все детали, всю информацию на фото, полученную при съемке;
  • невероятная гибкость в обработке. Формат RAW позволяет “спасти” многие загубленные при съемке кадры, позволяет использовать специальные приемы компьютерной обработки, немыслимые при съемке в JPEG.

Минусы формата RAW:

  • сложность работы с RAW для начинающих: придется разбираться со специальными программами, изучать основы компьютерной обработки;
  • для работы с RAW потребуется довольно мощный компьютер;
  • работа с RAW на компьютере потребует времени;
  • файлы RAW занимают гораздо больше места на карте памяти, нежели JPEG.

Когда использовать формат JPEG?

Разумеется, больше всего данный формат популярен среди фотолюбителей. Не каждый хочет изучать компьютерную обработку, иметь дело с довольно сложными программами - RAW-конвертерами. Файлы JPEG сразу после съемки можно открыть на любом электронном устройстве, послать по почте, выложить в интернет. Сегодня даже компьютер для этого не нужен, достаточно смартфона или планшета.

Однако, профессионалы тоже иногда используют JPEG. Их привлекает скорость работы, ведь время - деньги. Не всегда нужно получать изображения высочайшего качества годные к обработке, а важнее именно скорость и удобство работы. При репортажной съемке порой важно опубликовать (или отправить в редакцию, агентство) фотографии прямо сразу же после события: чем быстрее, тем лучше. Тогда на помощь фотографу-репортеру приходит JPEG.

Кстати, при съемке в JPEG доступны многие функции улучшения изображения, имеющиеся в любой современной камере: шумоподавление, улучшение цвета и контраста, функции расширения динамического диапазона и прочее. Можно добиться того, что без всякой компьютерной обработки наше фото будет выглядеть прекрасно. При этом съемка в JPEG накладывает на фотографа повышенную ответственность при: придется следить за всеми параметрами, не уповая на возможности обработки. Ошибки с балансом белого, огрехи с экспозицией после съемки поправить без серьезных потерь качества снимков не получится.

Плюсы формата JPEG:

  • скорость работы с файлами: сразу после съемки мы получаем готовую фотографию;
  • богатые возможности внутрикамерной обработки фото при съемке в JPEG;
  • фотографию в формате JPEG можно открыть на любом электронном устройстве;
  • файлы JPEG имеют гораздо меньший объем, чем RAW, на карту памяти фотографий в формате JPEG поместится гораздо больше.

Минусы формата JPEG:

  • меньшая гибкость при компьютерной обработке;
  • как следствие предыдущего пункта - за всеми параметрами приходится очень строго следить при съемке.

Формат TIFF

Иногда фотоаппараты позволяют снимать в еще один формат - TIFF. Не вдаваясь в лишние теоретические подробности, можно сказать, что для фотографа TIFF - это такой очень качественный JPEG. Если вы хотите получать снимки без каких-либо потерь в качестве, но и на RAW тратить время не хочется, можно выбрать TIFF. Этот формат часто используется в полиграфии и дизайне: он дает лучшее по сравнению с JPEG качество изображения и большую гибкость при обработке. При сохранении в TIFF используется сжатие изображения без потерь (как в случае с JPEG). Но все же при обработке формат TIFF не столь гибок как RAW. Ведь если RAW - это данные с матрицы, то TIFF - просто качественная картинка.


RAW+JPEG

Пока не определились с выбором формата или хочется получить фотографию, записанную и в RAW и в JPEG? Нет ничего проще. Все современные камеры предлагают опцию съемки сразу в двух форматах. Так же это удобно, если хочется сначала быстро просмотреть отснятый материал на каком-нибудь ноутбуке, смартфоне планшете, (ведь JPEG можно открыть на любом устройстве), отобрать понравившиеся кадры, а обрабатывать уже файлы RAW на рабочем компьютере, который сможет работать с ними. Очевидный минус такого варианта лишь один: на карте памяти получится вдвое больше файлов, так что она заполняется гораздо быстрее.


Выбор опции “RAW+JPEG” в меню фотокамеры Nikon D5300. Как видно, можно выбрать какого качества файл JPEG будет сохраняться файл RAW. Это удобно: можно при желании сэкономить место на карте памяти, выбрав опцию “RAW+JPEG низкого качества”. Для просмотра такие фото вполне сгодятся, а RAW позволит иметь копию снимка в максимальном качестве.

Современные цифровые фотоаппараты, начиная с продвинутых моделей, предлагают пользователю на выбор несколько форматов файлов, в которых может производиться запись фотографий на карту памяти. Чаще всего это форматы JPEG и RAW, иногда к ним добавляется и формат TIFF. В этой статье я расскажу об особенностях этих трех форматов и помогу вам определиться с выбором формата для съемки. Чтобы понять, как образуется тот или иной формат в фотоаппарате, давайте кратко рассмотрим основные этапы формирования изображения, от экспонирования матрицы до записи готового результата на карту памяти.

Свет, попадая на матрицу, изменяет величину электрического заряда элемента (который впоследствии станет пикселем изображения). Величины заряда со всех элементов матрицы фиксируются и проходят оцифровку аналого-цифровым преобразователем, а затем кодируются в специальный формат, который получил общее название RAW (от англ. "сырой). Строго говоря, это не формат, а название множества форматов необработанных данных с сенсора камеры. У каждого производителя свой формат данных, поэтому при выходе новой модели камеры программы для обработки RAW -файлов не могут открыть изображение до тех пор, пока не будет выпущено обновление, куда включены данные о формате файлов новых фотокамер.

Затем набор данных обрабатывается компьютером камеры. При этом происходит исправление баланса белого, яркости, контрастности, удаление шумов, повышение резкости, уменьшение глубины цвета до 8 бит. То есть камера делает все за нас, по одному ей ведомому алгоритму, без учета индивидуальных особенностей изображения. Часть исходной информации, заложенной в формате RAW, теряется при таких преобразованиях, но значительного ухудшения качества не происходит, так как используется алгоритм сжатия без потерь. В некоторых моделях камер можно записать изображение на карту памяти после этой стадии обработки. Это будет формат TIFF.

Далее производится сжатие информации об изображении. При этом используется алгоритм сжатия с потерями, то есть, происходит необратимое ухудшение качества изображения. Такой файл будет занимать значительно меньше места, но в нем будет содержаться всего 30-40% от исходной информации, зафиксированной сенсором камеры.

Теперь подробнее о каждом формате, его достоинствах и недостатках

Формат JPEG.

Самый распространенный формат изображений - JPEG (Joint Photografic Experts Group - группа экспертов в области фотографии, разработавшая этот алгоритм кодирования) . Он позволяет получать изображения хорошего качества при небольшом размере файла.

Достоинства формата: малый размер файла, высокая совместимость со всеми устройствами (изображения можно просмотреть на любом компьютере или мобильном устройстве), полная поддержка всеми интернет-браузерами.

Недостатки формата: вызваны использованием алгоритма сжатия с потерями. При высокой степени сжатия объем файла уменьшается, но качество изображения значительно ухудшается, появляются блочные артефакты сжатия.

Изображение в формате JPEG нежелательно повторно редактировать и сохранять, так как каждое пересохранение - это новое сжатие изображения с соответствующими потерями. Если вам нужно продолжать работу над изображением, сохраняйте его в формате TIFF или PSD. Эти форматы используют алгоритмы сжатия данных без потерь, поэтому ухудшения качества при многократном пересохранении не происходит

Формат TIFF

TIFF (Tagged Image File Format) также является распространенным форматом изображений. Он использует алгоритмы сжатия без потерь, а также может сохранять данные и без сжатия. Файлы формата TIFF по объему значительно больше, чем файлы JPEG. Так как сжатие происходит без потерь либо не происходит вовсе, данный формат обеспечивает более высокое качество изображения и часто применяется для качественной подготовки изображений к печати, особенно большим форматом.

Достоинства формата: высокое качество изображения, использование сжатия данных без потерь

Недостатки формата: очень большой объем файлов, в 8-10 раз больше, чем изображений в формате JPEG. Если используется глубина цвета 16 бит, объем файла увеличивается еще вдвое.

Формат RAW

Файл формата RAW, как мы уже говорили, представляет собой данные с матрицы фотокамеры, оцифрованные процессором и "упакованные" с помощью специального алгоритма в стандартизованный производителем камеры формат и сжатые без потерь, без какой-либо обработки. При этом формат RAW занимает значительно меньше места, чем TIFF, но больше, чем JPEG, и содержит 10 - 16 разрядные данные, в зависимости от модели камеры.

Вообще, все цифровые камеры снимают в формате RAW, даже самые простые компактные. Просто не во всех камерах этот формат является доступным для пользователя. В тех случаях, когда камера поддерживает съемку в формате RAW, к ней обязательно прилагается программное обеспечение, позволяющее производить элементарную коррекцию в этом формате и конвертировать его в другие, например, JPEG и TIFF.



Файл в формате RAW невозможно испортить неумелой обработкой - он непосредственно не редактируется и всегда остается в неизменном виде. Вся обработка записывается в небольшой файлик-инструкцию, который используется программой для считывания информации об обработке и визуализации извлеченного из RAW -файла изображения с учетом примененных корректировок. Кроме того, формат RAW позволяет редактировать многие параметры с минимальными потерями качества, например, исправлять баланс белого, восстанавливать казалось бы, потерянные детали в светлых или темных областях, исправлять искажения оптики и многое другое. Чтобы лучше показать преимущества формата RAW, я записал небольшой видеоролик, в котором показываю восстановление засвеченных областей изображения.

Достоинства формата RAW : широчайшие возможности редактирования изображения с минимальными потерями качества, невозможность испортить исходный файл неумелой обработкой.

Недостатки формата RAW : большой объем файла, требуются специальные программы для просмотра и редактирования.

В каком формате снимать?

Выбор формата изображения для съемки зависит от многих факторов. Многие начинающие фотографы совершают большую ошибку, снимая только в формате RAW, игнорируя формат JPEG как ущербный. Действительно, в тех случаях, когда позволяет ситуация, лучше всего использовать формат RAW. Но в репортажной или спортивной съемке, к примеру, пренебрежение форматом JPEG может стоить вам пропущенных удивительных кадров. Все дело в том, что формат RAW требует большого буферного объема памяти в камере, а также быстрого процессора. При съемке длинной серии в формате RAW вас не спасут даже быстрые карты памяти - буфер камеры все равно заполнится и камера не сможет снимать до тех пор, пока он не освободится. Это время занимает порядка нескольких секунд, вполне достаточно, чтобы пропустить хороший кадр. Формат JPEG в этом случае позволит не ограничивать себя и снимать сколь угодно длинные серии кадров. В условиях студии или при постановочной фотосъемке, а также при любых условиях, когда не требуется быстрая серийная съемка, лучше использовать формат RAW.

Формат TIFF для съемки использовать нецелесообразно - он занимает очень много места на карте памяти, а данных в нем записывается меньше, чем в формате RAW.