Презентация на тему: Роль информационной деятельности в современном обществе. Информация и ее роль в современном обществе Роль информационной деятельности в

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОКВЫ МЕДЕЦИНСКОГОГ КОЛЛЕДЖА № 2 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

Выполнил: Студент 1 курсаГр.

Проверила:

Москва, 2014
Содержание:
Введение:………………………………………………………….3
1. Информационное общество:……………………………………..4
2. Проблема информации:…………………………………………..4
3. Отличительныечерты:…………………………………………...5
4. Основные характеристики:……………………………………....6
5. Информационные процессы в природе, обществе, технике:….7
6. Интересные факты:……………………………………………...12
Заключение:…………………………………………………...…12
Источники информации:………………………………………...13

В В Е Д Е Н И Е

В этом реферате будет говорится о деятельности и об обществе в котором большую рольиграет информация.
Информация (от лат. informatio - «разъяснение, изложение, осведомлённость») - сведения о чём-либо, независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина.
Де́ятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъ-ект удовлетворяет какие-либо своипотребности, достигает цели.
Общество, в широком смысле, это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия.

Информационное общество

Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации,особенно высшей ее формы – знаний.

Проблема информации
Проблема информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами:
человечество переживает информационный взрыв. Рост цирку- лирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению: развитие массово - коммуникационных процессов;
потребность разработки общей теории информации;
развитие кибернетики как науки об управлении;
проникновение информационных технологий в сферы социального бытия;
исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы;
актуализация проблемы устойчивого развития,становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы;
проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях.

Отличительные особенности
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
возрастаниечисла людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

1. эффективное информационное взаимодействиелюдей,
2. их доступ к мировым информационным ресурсам
3. удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Характеристика информационного общества по критериям:
Технологический: ключевой фактор - информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
Социальный: информация...

Тема:

Цель: познакомить учащихся с ролью информации в современном обществе.

Задачи :

· образовательная – представление о роли человека в информационной деятельности современного общества;

· развивающая – развитие умений выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты, формирование логического мышления, внимания, интереса к предмету; развитие взаимопомощи , речи, умения выслушивать друг друга;

· воспитательная - воспитание уважения к товарищу, умения достойно вести себя, воспитание культуры общения , работа над повышением грамотности устной речи.

Вопросы:

1. Введение.

2. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

Теоретический материал .

1. Введение.

Информация всегда являлась немаловажным фактором общественного развития. С ее помощью человечество концентрировало многовековой опыт жизни прежних поколений. Поговорка «Кто владеет информацией - тот владеет миром» подчёркивает социальную роль информации. Дальнейшее социальное развитие , безусловно, будет в первую очередь связано с информатизацией. Владение информацией открывает новые модели управления, формирует новые социальные структуры общества.

Под влиянием быстро развивающейся системы социальных коммуникаций и информации формируется информационный сектор экономики. Возникает новый капитал - знание. Под воздействием этих процессов меняется характер труда: внедряются безлюдные технологии, т. е. исчезает сам труд в непосредственном производстве, расширяется участие работников в управлении производством.

Информация как орудие продвижения прогрессивных идей способствует всё большей прозрачности границ между странами и народами. Складывается новая система общественного богатства с использованием информационных технологий , где ценятся, прежде всего, умственные способности человека.

По данным ЮНЕСКО, более половины всего занятого населения наиболее развитых стран прямо или косвенно принимает участие в процессе производства, хранения и распространения информации. Научно-технический прогресс требует государственного вмешательства в информационный обмен и обязательных капиталовложений в информационные сферы деятельности. Технологии обмена информацией должны быть более эффективными: благодаря им знания и культура людей будут еще более универсальными. Люди станут менее зависимыми от обстоятельств места и времени, сопутствующих их жизни, что должно улучшить качество и уровень жизни общества. Под этим подразумевается улучшение качества доступа к информации; достижение соответствия и качества услуг, предоставляемых населению, обеспечения всеобщего доступа к информации за счет максимального упрощения интерфейсов. Развитие телекоммуникаций открывает новые возможности в приобретении знаний и самореализации для инвалидов и престарелых граждан, людей надомного труда, в предоставлении больших возможностей гражданам при исполнении различных ролей в обществе (служащих, студентов, предпринимателей и пр.); содействует развитию творчества, предоставляет более широкие возможности для обучения, развития многоязычия и культурного разнообразия.

2. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

Интенсивное использование информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности существенно изменило представление о месте и роли информации в современном обществе. При реализации государственной научно-информационной политики основное внимание должно быть уделено созданию телекоммуникационной инфраструктуры для обмена информацией, поддержке существующих информационных сетей и их совместимости с глобальными сетями, обеспечению доступа российских пользователей к мировому богатству научных знаний.

Необычайно важно использование информационных технологий в науке. Использование информационных технологий в науке должно, с одной стороны, развиваться в рамках информатизации страны, а с другой - обеспечивать более тесное взаимодействие между наукой, образованием, промышленностью и социальной сферой. Внедрение новых информационных технологий позволит организовать непрерывный мониторинг научно-технического потенциала, включая такие его аспекты, как статистика науки и инноваций, реструктуризация системы научных организаций, финансирование науки, интеграция высшего образования и науки, оценка результатов реформ как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Современные исследования информационных технологий показывают, что наиболее эффективным видом информационной системы , хранящей разнородную информацию и являющейся актуальным средством реализации интеграционных процессов, выступают электронные библиотеки (ЭБ). При создании ЭБ необходимо обязательно учитывать опыт библиотечной и информационной деятельности в целом, а также общие организационные принципы создания, построения и функционирования автоматизированных библиотечно-информационных систем, включая требования действующих в библиотечной области международных и российских стандартов.

Электронные библиотеки предназначены для работы с разнородными информационными ресурсами, но для обеспечения взаимодействия пользователя с этими ресурсами необходим единый язык обмена информацией, что открывает большие возможности для студентов, которые участвуют в этом процессе. Ведь ЭБ доступны через Интернет, а современные глобальные информационные сети и включенные в них базы данных предоставляют своим пользователям широчайшие возможности. Поэтому следует всемерно поддерживать новые формы научной деятельности , предусматривающие использование современных информационных технологий, - электронные журналы, дистанционный доступ к базам данных, телеконференции и т. д. Это создаст новые предпосылки для структурной перестройки научных организаций, совершенствования методологии проведения исследований и разработок. В ближайшие годы нам предстоит наблюдать процесс развития мобильных компьютеров, мобильного телевидения, широкополосного беспроводного доступа, онлайн-дневников («блогов»), технологии RSS и таких технологий, которые называют «эволюцией в прогрессе».

Получается, что с использованием новых информационных технологий открываются глобальные возможности для научных исследований и разработок.

Задание для самостоятельной работы : изучить инструкцию по технике безопасности и санитарным нормам .

Литература:

1. Инструкция по охране труда при работе на компьютерах - http://*****/instr_pk. htm

2. Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе - http://www. *****/page-1-2-3.html

3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - http://www. *****/2011/03/16/sanpin-dok. html

4. Человек и информационном мире - http://*****/filosofiya/chelovek_i_informacionnom_mire. html

Основные понятия . Информационная деятельность. Информатика. Информационные технологии. Компьютер, его возможности и сферы применения.

Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Такую деятельность называют информационной .Ядром информатики являются информационные технологии.

Информационн ые технологи и – это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации. Компьютер, компьютерные сети и их программное обеспечение являются фундаментом современных информационных технологий.

Первоначально компьютер создавался для автоматизации вычислений. В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации.

Сегодня компьютер и помощник в бизнесе, и источник свежих новостей из «всемирной паутины» - сети Интернет, и средство мобильной связи, позволяющее, например, с помощью электронной почты быстро передать и получить информацию.

Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи. Система автоматизированного проектирования (САПР) позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производство изделия или заменять его другим. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей « увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.

Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать мощные информационные системы - энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику - создавать новые картины, а композитору - музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

Благодаря всему вышеперечисленному информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях. Начался процесс информатизации общества.

Информатизация общества – это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации

Вывод . В современном мире роль информатики, средств обработки, передачи, накопления информации неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.

Контрольные вопросы

· Что представляет собой информационная деятельность человека?

· Дайте определение понятию «информационные технологии»

· Что является фундаментом современных информационных технологий.

· Для каких целей первоначально создавался компьютер?

· Какие функции может выполнять компьютер сегодня?

· Сферы применения компьютера в современном обществе.

Роль информационной деятельности в современном обществе Презентацию подготовила преподаватель ГБОУ СПО « Баймакский сельскохозяйственный техникум» Мусина Ж.М.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. 2

Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами: человечество переживает информационный взрыв. Рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению; развитие массово - коммуникационных процессов; потребность разработки общей теории информации; развитие кибернетики как науки об управлении; 3

Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами (продолжение): проникновение информационных технологий в сферы социального бытия; исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы; актуализация проблемы устойчивого развития, становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы; проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях. 4

Отличительные черты: увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. 5

Основные характеристики информационного общества определяются по следующим критериям: Технологический: ключевой фактор - информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту. Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации. Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости. Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения. Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом. 6

В результате объединения разнообразных информационных сетей стало возможным создание глобальной информационной системы Internet , позволяющей вести информационное обслуживание по принципу "всегда и везде: 365/366 дней по 24 часа в сутки в любой точке земного шара". 8

Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей. 9

Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры, законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса. 10

Литература i nformacionnaja_dejatelnost_cheloveka_13_chas , Ключева Елена Евгеньевна, учитель информатики, ГОУ средняя школа №378 Кировский район. Первин Ю.А. и др. Роботландия: Книга для школы. - М.:Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 2001. Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.:Институт системного анализа РАН, 2007. 11

Благодарю за внимание 12

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.2 Свойства информации

1.4 Информационные процессы

Заключение

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром.

С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях - из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась - каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом - человек научился управлять различными видами вещества и энергии.

С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно было изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества - литературу, искусство, архитектуру и т.д.

В современном обществе века роль информации в жизни человека является определяющей - чем большей информацией он владеет, тем выше его ценность в обществе.

Цель настоящей работы - раскрыть понятие информации, и обозначить место информации в современном обществе.

1. Информация и ее роль в современном обществе

1.1 Понятие информации и ее виды

Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией.

В современном обществе невозможно представить существование человека отдельно от понятия «информация». Термин информация используется во многих науках и во многих сферах человеческой деятельности. Он происходит от латинского слова «informatio», что означает «сведения, разъяснения, изложение».

Несмотря на привычность этого термина, строгого и общепринятого определения не существует. В литературе можно найти достаточно много определений этого термина, отражающих различные подходы к толкованию этого понятия.

Так в Федеральном законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» дается следующее определение: «информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет понятие информация следующим образом: «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

В информатике же наиболее часто используется следующее определение термина информация - это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения - это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.

Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

Графическая или изобразительная - первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

Звуковая - мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г., ее разновидностью является музыкальная информация - для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

Текстовая - способ кодирования речи человека специальными символами - буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

Числовая - количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами - цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

Видеоинформация - способ сохранения движущихся картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения - это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и другие виды, для которых современная наука даже не нашла признанных всеми терминов определения (например, экстрасенсорная информация).

Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества - передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее - с использованием радиоволн.

Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются новые устройства и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние носители) выполняет процессор компьютера. С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.

Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации.

Постоянно совершенствуется программное обеспечение ведущих разработчиков (например, Microsoft Corporation), обеспечивающее коллективную работу с корпоративной информацией всех видов.

1.2 Свойства информации

Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенность информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информации.

Наиболее важными свойствами информации являются ее общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

Объективность информации. Объективный - существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация - это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Например, сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22 градуса по Цельсию» - объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.

Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.

Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.

Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

Преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

Искажение в результате воздействия помех и недостаточно точных средств измерений.

Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления (погрешностью средства измерения).

Актуальность информации - важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Иногда только вовремя полученная информация может быть полезна.

Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Самая ценная информация - объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека.

Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:

Имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.

Имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.

С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция - от лат; cumulatio - увеличение, скопление).

Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) - медленнее.

Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

1.3 Понятие количество информации

Свойство полноты информации негласно предполагает, что имеется возможность измерять количество информации. Количеством информации называют числовую характеристику информации, отражающую ту степень неопределенности, которая исчезает после получения информации. Понятия «информация», «неопределенность», «возможность выбора» тесно связаны. Например, человек с утра предположил, что днем могут быть осадки, а могут и не быть, а если будут, то в виде снега или дождя, т.е. непонятно -- «то ли будет, то ли нет, то ли дождик, то ли снег». Затем, выглянув в окно, увидел пасмурное небо и с большой вероятностью предположил -- осадки будут, т.е., получив информацию, снизил количество вариантов выбора. Далее, взглянув на наружный термометр, он увидел, что температура отрицательная, значит, осадки следует ожидать в виде снега. Таким образом, получив последние данные о температуре, человек получил полную информацию о предстоящей погоде и исключил все, кроме одного, варианты выбора.

Получаемая информация уменьшает число возможных вариантов выбора (т.е. неопределенность), а полная информация не оставляет вариантов вообще.

За единицу информации принимается один бит (англ. bit -- binary digit --двоичная цифра). Это количество информации, при котором неопределенность, т.е. количество вариантов выбора, уменьшается вдвое или, другими словами, это ответ на вопрос, требующий односложного разрешения -- да или нет.

Бит -- слишком мелкая единица измерения информации. Напрактике чаще применяются более крупные единицы, например, байт, являющийся последовательностью из восьми бит. Именно восемь битов, или один байт, используется для того, чтобы закодировать символы алфавита, клавиши клавиатуры компьютера. Один байт также является минимальной единицей адресуемой памяти компьютера, т.е. обратиться в память можно к байту, а не биту.

Широко используются еще более крупные производные единицы информации:

1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,

1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,

1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт,

1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт.

1.4 Информационные процессы

Получение информации тесно связано с информационными процессами. Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами. Существуют следующие виды информационных процессов.

Сбор данных -- это деятельность субъекта по накоплению данных с целью обеспечения достаточной полноты. Соединяясь с адекватными методами, данные рождают информацию, способную помочь в принятии решения. Например, интересуясь ценой товара, его потребительскими свойствами, мы собираем информацию для того, чтобы принять решение: покупать или не покупать его.

Передача данных -- это процесс обмена данными. Предполагается, что существует источник информации, канал связи, приемник информации, и между ними приняты соглашения о порядке обмена данными, эти соглашения называются протоколами обмена. Например, в обычной беседе между двумя людьми негласно принимается соглашение, не перебивать друг друга во время разговора.

Хранение данных -- это поддержание данных в форме, постоянно готовой к выдаче их потребителю. Одни и те же данные могут быть востребованы не однажды, поэтому разрабатывается способ их хранения (обычно на материальных носителях) и методы доступа к ним по запросу потребителя.

Обработка данных -- это процесс преобразования информации от исходной ее формы до определенного результата. Сбор, накопление, хранение информации часто не являются конечной целью информационного процесса. Чаще всего первичные данные привлекаются для решения какой-либо проблемы, затем они преобразуются шаг за шагом в соответствии с алгоритмом решения задачи до получения

выходных данных, которые после анализа пользователем предоставляют необходимую информацию.

1.5 Роль информации в современном обществе

Человечество, со дня своего выделения из животного мира, значительную часть своего времени и внимания уделяло информационным процессам.

В наше время пользователями информации стали миллионы людей. Появились дешевые компьютеры, доступные миллионам пользователей. Компьютеры стали мультимедийными, т.е. они обрабатывают различные виды информации: звуковую, графическую, видео и др. Это, в свою очередь, дало толчок к широчайшему использованию компьютеров в различных областях науки, техники, производства, быта.

Средства связи получили повсеместное распространение, а компьютеры для совместного участия в информационном процессе соединяются в компьютерные сети. Появилась всемирная компьютерная сеть Интернет, услугами которой пользуется значительная часть населения планеты, оперативно получая и обмениваясь данными, т.е. формируется единое мировое информационное пространство.

В настоящее время круг людей, занимающихся обработкой информации, вырос до небывалых размеров, а скорость обмена стала просто фантастической, компьютеры применяются практически во всех областях жизни людей. На наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория. Информационные ресурсы -- это отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, информационных системах и других хранилищах. Иными словами, информационные ресурсы -- это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях. Информационные ресурсы страны, региона, организации все чаще рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность, сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг, повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

В современном мире роль информации, средств ее обработки, передачи и накопления неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.

Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности общества.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.

Мир вступает в новую эру - информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Подобные изменения самым прямым образом касаются места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности.

Новые условия для мирового человечества в особенной форме проявляются в России. Современная Россия еще не является информационным обществом. Прежде всего, потому, что часть информации недоступна широкому кругу пользователей или заменена дезинформацией. Однако информатизация отдельных сегментов социальной жизни, отдельных сфер политики и экономики рано или поздно создаст условия для появления подлинной социальной ткани нового типа, из которой способно вырасти информационное общество. Постиндустриальные тенденции могут быть достаточно органично соединены с особенностями российской цивилизации.

Информационное общество нередко называют массовым обществом и обществом потребления. Это связано с такими процессами информатизации как развитие сферы массовых коммуникаций. Глобальные и локальные компьютерные сети, средства сотовой связи, система телевидения и радиовещания, являясь компонентами информационной структуры общества, обеспечивают вместе с этим и коммуникацию между людьми. Массовая коммуникация - одно из важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии всяких технологий, информационных технологий в частности как внутри каждой страны, так и между странами. Зачастую процессам информатизации придается негативный оттенок, который присущ обществу потребления. Многие представители общественной и научной мысли видят в информатизации губительные для духовной сферы общества процессы и ассоциируют информационную цивилизацию с антиподом культуры и духовности.

В области теоретического понимания происходящих процессов также до сих пор нет единого мнения относительно путей развития информационного общества, приоритетности того или иного его направления, ясности и четкости формулировок и понятий, выражающих происходящее в информационной сфере. Поэтому теоретическое исследование как концептуальных, так и практических (реальных) предпосылок понимания текущих информационных процессов остается актуальным.

информация общество ресурс мировой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе было дано определение понятию информации, были рассмотрены ее виды, приведены основные свойства информации. Дано понятие количества информации. Рассмотрены основные виды информационных процессов. Описана роль и место информации в современном обществе. Цели работы выполнены.

Подводя итог, хочется отметить, что на наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория. Информация начинает играть главенствующую роль не только в традиционных для нее областях, но и в абсолютно новых. Общество переходит в новую информационную эпоху.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и сущность информации. Развитие представлений об информации. Понятие и сущность информационного общества. Причины и последствия информационных революций. Возникновение и основные этапы развития информационного общества.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2007

    Место информации и данных в процессе информационного обмена общества. Понятие, функции и характеристики информации. Описание противоречий информационного общества. Анализ влияния средств информационного обмена на развитие систем общественных отношений.

    реферат , добавлен 12.10.2010

    Роль информации в развитии общества. Почему появление письменности дало толчок развитию науки и культуры. Как связаны развитие технологий и информационное развитие общества. Какие новые информационные возможности открыли перед обществом средства связи.

    презентация , добавлен 27.09.2017

    Понятие теории постиндустриального общества, концепции и варианты вероятных развитий событий. Какие перспективы нам открывает это постиндустриальное общество, или "третья волна" Элвина Тоффлера. Проблемы увеличения давления информации на человека.

    реферат , добавлен 30.06.2011

    Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества. Виды социальной информации. Статистическая информация Госкомстата России. Информация, собираемая с помощью массовых опросов.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Возрастание объема информации. Представление об информационном обществе и его опасностях. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования. Опасность большого влияния на общество со стороны средств массовой информации.

    реферат , добавлен 19.05.2011

    Изучение роли средств массовой информации в современном обществе. Описание механизмов формирования общественного мнения. Исследование возможностей манипулирования общественным мнением СМИ в современном обществе на примере образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Теоретические основы изучения методов сбора PR-информации. Основной обзор методов сбора и анализа PR-информации. Качественный анализ PR-информации – предварительный этап количественного исследования. Развитие образовательной деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    Единое социологическое знание науки об обществе. Поиск, сбор, обобщение, анализ эмпирических данных. Анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования. Комплексный характер методов сбора социологической информации.

    презентация , добавлен 19.10.2015

    Социальная система человеческого общества. Взаимодействие информации и общества. Изменение социальных регуляторов. Прогресс компьютеризированных информационных и коммуникационных технологий. Основные этапы становления и модели информационного общества.